Человек, выйди отсюда


Хотя зарекаться, конечно, не стоит. Если “Последняя битва” оправдает в прокате свой гигантский бюджет, то вполне может оказаться и предпоследней: сценаристы щелкают такие задачи как фисташки. Во второй серии, к примеру, героиня Фамке Янссен погибла, но теперь ее воскресили, назвали, натурально, Фениксом, наделили совсем уж запредельными разрушительными способностями и опасной шизофренической двойственностью натуры.

В остальном диспозиция такова: люди изобрели вакцину, которая лишает мутантов сверхспособностей, но не все мутанты спешат, как амнистированные боевики, сдаться и больше не ходить сквозь стены, ничего не воспламенять и не замораживать, не читать чужие мысли и вообще не фокусничать. Лидер мутантов-сепаратистов Магнето (сэр Иэн Маккеллен) зовет к топору и тянет на свою сторону воскресшую Фамке Янссен. Обычные мутанты-горожане пытаются создавать на местах гражданские комитеты и действовать демократическим путем. Звероподобный министр по делам мутантов (дела эти, как видим, зашли далеко) испытывает классицистский конфликт между чувством и долгом. Сознательный мутантский спецназ (Человек-росомаха Хью Джекмен, Девушка-гроза Хэлли Берри, выдающийся профессор-телепат Патрик Стюарт и их юные ученики) тоже в растерянности: паритет с властью нарушен, защищать людей – себе дороже: вколют вакцину, и поминай потом, как когти распускал.

Режиссер Бретт Ратнер достойно подхватил знамя из рук постановщика первых двух серий Брайана Сингера и наловчился в эзоповом языке не хуже, чем наша Таганка в годы застоя. “Последняя битва” – энциклопедия актуальных политических вопросов (интеграция меньшинств, терроризм и т. д.), поставленных занимательно и совсем не тупо. Разве что стандартный хеппи-энд всего-то с тремя могилками приклеен по слишком явному недоразумению, но, в конце концов, и эти несколько минут можно спокойно стерпеть.

Отметим приятные мелочи. Футболист Винни Джонс, начавший актерскую карьеру в криминальной потехе Гая Ричи “Карты, деньги, два ствола”, достиг высшей точки в работе над образом твердолобого парня – в “Людях Икс” он играет человека-таран Джаббернаута, и сцена, в которой этот генетически модифицированный дубина гоняется за девочкой, умеющей проходить сквозь стены, достойна, ей-богу, камеры Чарли Чаплина.

Спецэффекты рекламировать излишне – бюджетом Ратнер распорядился очень толково. Что касается цитат, то среди них мелькают не только расхожие “Терминатор”, “Матрица” или “Люди в черном”, но и, например, абсолютно киноманская отсылка к “Бразилии” Терри Гиллиама, где герой во сне парил точь-в-точь на таких крыльях, как один из новых икс-людей. Ну и, наконец, в финале “Последней битвы” есть две прямо-таки шекспировского уровня сцены.

Одной мы обязаны сэру Иэну Маккеллену – когда его Магнето лишается сверхъестественных способностей, секунду кажется, что это не злодей из комикса, а, допустим, король Лир.

Вторую – с участием Хью Джекмена и Фамке Янссен – пересказывать нечестно, но там уже надо расшаркаться перед сценаристами и режиссером, не побоявшимися намекнуть, что к области сверхчеловеческого трагедия имеет ничуть не меньшее отношение, чем умение за пару минут превращать что-либо в груду металлолома.