Иракская затея


“Астон” заключил контракт на поставку 3 млн литровых бутылок подсолнечного масла “Затея” в Ирак. Об этом “Ведомостям” рассказал руководитель пресс-службы компании Игорь Царейкин. По его словам, трехмесячный контракт заключен “с одной из ведущих иракских компаний – операторов продовольственного рынка” на коммерческих условиях. В Ираке “Затея” будет продаваться под локальным брендом Al Zahraa. Доставлять масло “Астон” будет собственным торговым флотом, снижая таким образом затраты на логистику. На 3 млн бутылок “Астон” останавливаться не собирается: сейчас компания ведет переговоры о поставках и в другие ближневосточные страны, добавляет Царейкин.

Конкуренты “Астона” предполагают, что компания занялась поставками в Ирак, чтобы загрузить мощности обновленного в 2005 г. маслоэкстракционного завода. Некоторое время назад представители объединения нескольких иракских компаний обсуждали возможность поставлять в эту страну крупные партии подсолнечного масла практически со всеми основными российскими производителями, рассказывает директор по продажам потребительской продукции “Русагро Масло” Андрей Машук. “Астон” был заинтересован в этом контракте больше всех: исходя из объемов их продаж, можно предположить, что мощности завода загружены не больше чем на 15%”, – говорит он. “Продвижение “Затеи” [в России] идет совсем не так быстро, как им хотелось бы”, – соглашается директор по маркетингу W.J. Сергей Козлов. Но в самом “Астоне” недозагруженность мощностей отрицают. “Сейчас мощности “Волшебного края” загружены полностью, а заказы на рафинацию масла даже приходится размещать на других предприятиях”, – говорит Царейкин. К концу года “Астон” собирается занять “более 5%” российского рынка фасованного масла, добавляет он.

До недавнего времени основными экспортными рынками для российских маслоделов были страны СНГ. Туда поставляют свою продукцию все крупнейшие участники рынка – “Юг Руси”, “Эфко”, “Русагро”, W.J. и др. На рынки “дальнего зарубежья” участники российского рынка поставляют небольшие партии. Например, W.J., по словам директора компании по маркетингу Сергея Козлова, поставляет масло со своего молдавского завода в Румынию, Венгрию, Польшу и США. А “Юг Руси” – в Прибалтику, Германию и Чехию и ведет переговоры о поставках масла в Испанию, Францию, Турцию, Иорданию и Иран.

В Ираке “Астон” не будет пионером – масло туда уже экспортируют “Юг Руси” и W.J. Такая активность на иракском рынке удивительна для остальных игроков. “Ирак не тот рынок, в котором можно быть заинтересованным с коммерческой точки зрения”, – недоумевает топ-менеджер масляной компании. “Завтра ближневосточные страны могут быстро переключиться на рапс или сою, если цена на такое масло, например, из Аргентины будет ниже. Серьезной перспективы этого рынка я не вижу”, – соглашается Машук.