Монумент в пользование


Вонзенный в землю гигантский металлический нож, огромные красные буквы «Ой», блестящий шар, напоминающий первый советский спутник, – эти и многие другие объекты прошлой осенью украшали поле у поселка «Горки-10». Это было «Арт-поле» – проект, затеянный «Айдан-галереей» для популяризации современной скульптуры. Все выставленное предлагалось на продажу. Казалось бы, место выбрано удачно: где, как не на Рублевке, искать продвинутых покупателей современной скульптуры? Но, несмотря на щадящие цены – от 5 до 80 тысяч долларов, – большинство работ не были проданы.

Тем не менее «Айдан-галерея» уже объявила очередной конкурс на участие в выставке «Арт-поле-2006». Условия таковы: художник предлагает проект, галерея помогает воплотить его в жизнь. «Поступили более семидесяти заявок, – говорит директор «Арт-поля» Илья Вольф. – Из них мы готовы взяться лишь за 12–15 проектов. Не все, что хорошо для обычной художественной выставки, подойдет для нашей. В прошлом году мы прозондировали почву и теперь более ориентированы на реальный российский рынок».

Сложно представить, что покажут на «Арт-поле» этой осенью, ведь вкусы большинства владельцев загородных домов, мягко говоря, страшно далеки от актуальных тенденций. «Бетонные, гипсовые Амуры, Давиды, Психеи, пластмассовые гномы и коровы или появившиеся недавно вязаные скульптуры – дальше этого заказчики не идут, – сокрушается Сергей Гилев, главный дизайнер фирмы «Газон-Авангард», специализирующейся на обустройстве ландшафтов. – Тянутся почему-то к старому, пошлому». Действительно, непонятно, почему на прошлом «Арт-поле» никого не заинтересовал двухметровый нож французского художника Филиппа Перрена, воткнутый в землю: чем он хуже гнома? «Нож хороший, но я же не бандит, чтобы ставить у себя такое», – так нам объяснил свое нежелание его покупать один крупный предприниматель», – рассказывает Илья Вольф.

Ландшафтную скульптуру у нас воспринимают не как произведение искусства, которым можно любоваться, и не как объект выгодной инвестиции (тот же Перрен –

весьма раскрученный в Европе художник). К скульптуре у нас наивное, почти детское отношение. А чем еще объяснить гипсовых пионеров на подмосковных участках? По свидетельству ландшафтных дизайнеров, спрос на них стабильный. Даже владельцы домов, построенных по новомодным проектам, не решаются прописать у себя на участке современную скульптуру. «Все это – дело времени, – убежден Илья Вольф. – Вспомните, такая же ситуация была и с современным искусством еще каких-то лет десять назад. Люди не понимали, как можно платить тысячи долларов, например, за фотографию».

Итоги только что завершившейся ярмарки «Арт-Москва» вселяют некоторый оптимизм. Метровая смятая пачка сигарет, выполненная художницей Жанной Кадыровой из колотого кафеля, была куплена на стенде галереи «Риджина» в первый же день ярмарки: цена – всего-то 6 тысяч долларов. Можно не сомневаться, это самые дорогие сигареты, проданные в России, – их обладателю есть чем гордиться.