“Люди думали, что я сумасшедший”


Компьютерная игра-стрелялка Postal 2 была обречена на скандальную славу. В ней игрок должен провести пять дней в образе уволенного разработчика компьютерных игр, который медленно сходит с ума. Игра содержит все страхи современного американского общества, в ней на местных выборах баллотируется “Усама бен Смит”, а федеральные власти захватывают штурмом поместье сектантов. У Postal 2 есть свой едкий сатирический стиль, и ее не спутаешь с другими играми. Название игры связано с событиями августа 1986 г., когда почтальон Патрик Шеррилл из Оклахомы застрелил 14 своих коллег и ранил еще шестерых, а потом покончил жизнь самоубийством. В последующие девять лет было убито 40 человек в 20 аналогичных инцидентах, а выражение go postal (сходить на почту) стало обозначать сумасшествие.

А в январе 2006 г. 20-летний москвич Александр Копцев набросился на посетителей московской синагоги с ножом и ранил восемь человек. Его родители рассказывали журналистам о том, что он много времени провел за игрой в Postal 2. После этого случая депутаты выступили с инициативой запретить пропаганду экстремизма в Интернете и видеоиграх. Создатель Postal 2, гендиректор компании Running With Scissors (RWS) Винс Дези считает, что компьютерные игры помогают снять стресс, а не провоцируют психопатов.

– Что вас подвигло выпустить такую спорную игру?

– Мы задумывали ее как развлекательную и не рассчитывали на споры. Это пресса сделала из нее то, чем она на самом деле не является. Я хотел с помощью Postal 2 сделать так, чтобы в игру было не только весело играть, но и не менее интересно смотреть со стороны, наблюдать за экраном из-за плеча игрока. Споры вокруг Postal 2 породила чрезмерная жестокость, которую я вложил в игру, но я считаю ее скорее забавной, а не спорной.

– Ваша игра насыщена сатирой, в ней можно встретить террористов и, кажется, вообще любую разновидность сумасшедших. Вы их коллекционировали?

– В игре больше 100 персонажей, есть все возможные типажи – коротышки и высокие, толстые и тонкие, белые, черные, азиаты, мы никого не хотели дискриминировать. В игре есть персонажи и с традиционной сексуальной ориентацией, и гомосексуалисты, есть даже актер Гарри Коулмэн. Для нас игра – пародия на современную американскую жизнь. В Америке, как, я уверен, и в России – а особенно в Москве, – люди постоянно испытывают сильный стресс, никогда не хватает времени ни для семьи, ни для друзей. Все время работа, работа, одна работа. Иногда от избытка работы ты сходишь с ума.

– А как на игру среагировали пресса и политики?

– Поначалу реакция была крайне негативная: “У-у-у, это злая игра”. Люди думали, что я сумасшедший. Но я не пишу игр для прессы, я делаю их для поклонников. А на прессу мне наплевать. Мое дело – развлекать поклонников игр, а если газеты бесятся – ну и что?

– Но вы следите за дискуссией вокруг Postal 2? Что вы думаете о многочисленных спорах, которые она вызвала?

– Мы разработали эту игру совершенно не ради споров. Сегодня есть множество компьютерных игр, немало среди них и жестоких. Но они, как правило, все серьезные. В Postal 2 тоже много насилия, но она веселая. Для меня Postal 2 – комедия для взрослых, это не порнография и не драма. Но из-за сумасшедшего юмора в игре мы показались легкой мишенью для критики.

– Вы уже слышали про случай в московской синагоге. Как вы к нему относитесь?

– Прежде всего то, что ранили людей в настоящей жизни, – ужасная трагедия. Мы делаем игры для того, чтобы многие могли освободиться от стресса. Насилие принадлежит миру компьютерных игр, с его помощью хорошо высвободить агрессию, а в реальном мире насилие – это ужасно. И плохо не то, что атака была в синагоге, – она могла быть в православном храме, в магазине, где угодно. Ужасно, что один человек причинил боль другому. А то, что Копцев играл в Postal 2, – ну и что, возможно, он слушал Rammstein, U2 или даже Билли Джоэла. Может, ему нравился фильм “Лицо со шрамом” с Аль Пачино – я не знаю. Может существовать множество причин, почему этот человек сошел с ума, но Postal 2 – самое легкое из них: “О-о-о, он играл в Postal!”

– Вы выпустили популярную игру. Сколько времени занимает процесс создания игры?

– У нас занял всего год процесс дизайна игры, а потом еще два года – создание вселенной, графики и т. д. Процесс от начала до конца может занять где-то 30–40 месяцев.

– А сколько стоит создание игры?

– Слишком много, потому что плачу за себя я сам.

– А это вообще приносит прибыль?

– Да. Но если бы я хотел сделать игру только для того, чтобы заработать деньги, я бы выпустил крайне жестокую игру, такую, например, как Black или Painkiller. Мне они кажутся скучными, ведь в них одни лишь убийства. Но это приносит деньги, потому что подобные игры рассчитаны на широкую аудиторию – от самых молодых до самых старых. А наша аудитория – те, кто умеет думать. На жизнь нам, конечно, хватает. Можно сравнить с музыкой – если вы пишете техно, у вас будет специфическая аудитория, а если поп-музыку – ваша аудитория будет куда шире. Мы не делаем поп-игр.

– Вам нравится читать письма поклонников игры?

– Обожаю. Лучшая часть игры – общение с поклонниками. Многие пишут и из России.

– А психопатов среди них много?

– Я получаю очень мало писем от людей, которые считают игру ужасной, а меня – злодеем, хотя мне пишут тысячи. Было всего 25 “писем ненависти” из 10 000. Те, кто говорит про меня гадости, – политики, но они мне не пишут, а общаются с газетами.

– В России политики после нападения в синагоге предлагают ограничить экстремизм в Интернете и играх.

– То же самое происходит в США. Приблизительно в 25 из 50 штатов какой-то политик предлагает законопроект с подобными ограничениями. Я лично ничего не имею против некоторых ограничений – порнография и секс должны быть доступны только лицам старше 18 лет. Я считаю, что играм нужно присваивать рейтинг. В России есть система рейтингов?

– Может, и есть. Но значительную долю игр продают пираты, которые не следуют рейтингам.

– Вы можете выпустить какие угодно законы, но вы не можете заставить их работать. Если в игре есть элементы насилия или секс, напишите об этом на коробке, чтобы люди знали.

– А в какие игры играете вы?

– Я играю в веб-игры, головоломки и не играю в игры с насилием.

– Даже в Postal 2?

– Я устроился на работу в пиццерию, когда был еще совсем молодым. В первую неделю я объедался пиццей, а потом не мог даже смотреть на нее! Когда мы выпустили Postal 2, я тоже видеть ее не мог. Кроме того, подобные игры требуют много времени, а у меня его просто нет. Чтобы освободиться от стресса, когда у меня перерыв пять минут, я разгадываю головоломки. Еще я играю в покер. Я играл в покер, когда был ребенком, а теперь я играю в него на компьютере.