Опасный мусор


О вреде, который наносит природе выброшенная электроника, отслужившая свой срок, большая часть россиян пока не задумывается. Однако спрос на различные гаджеты – мобильные телефоны, MP3-плейеры и прочие портативные устройства – продолжает расти. Быстрее всего мусором становятся мобильники – у наших граждан уже вошло в привычку раз в два года обновлять модель своего телефона, – а всего сейчас, по подсчетам аналитика Mobile Research Group (MRG) Эльдара Муртазина, на руках у россиян находится 80 млн трубок. По его же подсчетам, в нашей стране за год выбрасывается порядка 3 млн старых и сломанных трубок общей массой примерно 300 т, остальные до поры до времени складируются в квартирах. На другие устаревшие приборы есть неудовлетворенный спрос, и если они не сломаны, то их обычно не выбрасывают, а раздаривают при замене друзьям и знакомым, рассуждает PR-директор Национальной компьютерной корпорации (НКК) Светлана Шканакина.

В результате, отмечает руководитель отдела проектов входящей в НКК компании D-Link Владислав Карагезов, ненужная техника становится опасным мусором, который содержит соединения свинца, хрома, ртути. Кроме того, и пластмасса не может быть переработана природой – нужна помощь человека, добавил Карагезов.

По подсчетам директора экоцентра МГУП “Промотходы”, столичного предприятия по ликвидации вредного мусора, Василия Сурановича, у одного человека за всю жизнь обычно накапливается 20–50 кг вредного мусора (включая бытовую технику). Его предприятие перерабатывает в течение года примерно 2–3 т электронных приборов, а на гаджеты (включая мобильные телефоны) приходится лишь более 500 кг. МГУП “Промотходы” стало широко известно примерно месяц назад, когда МВД решило устроить шоу по уничтожению изъятых 50 000 трубок Motorola, у которых, по мнению милиционеров, был в несколько раз превышен уровень электромагнитного излучения.

Суранович рассказал, что переработка мусора стоит $300 за тонну, что в 10 раз дешевле, чем в Европе, и ниже себестоимости – предприятие себя не окупает. Основные клиенты “Промотходов” – сервисные центры, занимающиеся ремонтом гаджетов. “В год мы утилизируем примерно 2 кубометра”, – рассказывает Татьяна Москалева, руководитель отдела по связям с общественностью сотового дилера Dixis, имеющего свои собственные сервисные центры. Это непригодные к ремонту телефоны, вышедшие из строя запчасти и проч., а за 1 кубометр утилизации компания платит 8369 руб., уточнила она.

Впрочем, большинство участников рынка уверены, что в нашей стране этот вопрос пока остро не стоит. Павел Караулов, управляющий партнер группы компаний Divizion, полагает, что в основном это связано с отсутствием правовых норм, регулирующих вопрос утилизации, а платить за нее из своего кармана вместо бесплатной помойки в нашей стране просто не будут. “Складывается ощущение, что у нас проблемы экологии пока не очень беспокоят власти, я не слышала о прецедентах, чтобы для подобных вещей были специальные мусорные баки или пункты приема”, – говорит Светлана Шканакина из НКК. Между тем Суранович рассказал, что сейчас его компания разрабатывает программу, которая, он надеется, найдет поддержку столичных властей. Суть ее как раз в установке по всему городу специальных контейнеров для электронного мусора.

В других странах проблема электронных отходов решена лишь частично. К примеру, по оценке аналитиков, ежегодно в мире утилизируется 15 млн трубок, из которых только 15% – по правилам. Исследования также показывают, что в США из ежегодно выкидываемых 20 млн компьютеров перерабатывается 11%. По словам Карагезова, технология утилизации не так проста: электронные отходы измельчаются под прессом и затем при помощи магнита железные части вытягиваются из полученной массы. Полученные металлы, например золото, серебро, медь и проч., могут быть использованы повторно. С пластмассой сложнее, так как ее трудно отделить от примесей и использовать по второму разу, но разработки в этом направлении ведутся. Суранович также добавил, что применяется механическая, химическая и термическая утилизация в зависимости от класса мусора. Например, производитель телекоммуникационного оборудования Nokia занимается этой проблемой в рамках исследования Design for Environment (DfE) – создания биоразлагающегося мобильного телефона.

Меры стимулирования организаций и населения к сдаче на утилизацию отслуживших гаджетов весьма разнообразны. К примеру, в США правление округа Ветчестер штата Нью-Йорк, в котором выкидывается ежемесячно 50 000 телефонов, рассматривало в этом марте законопроект, который запрещает выбрасывать сотовые телефоны вместе с обычным мусором. За выкинутое в урну устройство владелец может заплатить штраф до $250. В Великобритании озаботились необычной проблемой – ежегодно в унитазы жители выкидывают или случайно роняют 600 000 мобильников, которые потом находят в канализации. Впрочем, в нашей стране такой номер не пройдет: диаметр канализационных труб, отходящих от наших домов, составляет 10 см, не меняясь уже 100 лет. В Германии государство поощряет утилизацию сотовых телефонов с помощью списания налогов у производителей. Кроме того, в августе 2005 г. Евросоюзом была принята директива, которая устанавливает ответственность производителей за утилизацию переданной им устаревшей техники. А с 2006 г. электроника, содержащая хром, свинец и кадмий, будет вообще запрещена. Зато в Японии директив не надо – в этой стране сознательность населения находится на таком высоком уровне, что они сами несут свой электронный мусор на уничтожение, да еще и платят за это деньги.