ОРИЕНТИРЫ: Форма и содержание


Россия привлекает почти четверть иностранных инвестиций в страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Вроде бы немало. Однако, по оценке аналитиков ЕБРР, это лишь 6,5% от ВВП. Объем иностранных инвестиций в другие страны ЦВЕ составляет в среднем 30% от ВВП этих государств, так что по этому показателю Россия является аутсайдером. Что же сдерживает приток прямых иноинвестиций в российскую экономику? Может быть, сами иностранцы просто не хотят вкладывать средства в РФ? Отнюдь нет: по данным Ernst & Young, результатами своих инвестиций в Россию довольны примерно 80% иностранных компаний. Бескрайние российские просторы привлекают инвесторов своими масштабами, колоссальным потенциалом рынка сбыта продукции и не в последнюю очередь весьма высококвалифицированной, но сравнительно дешевой по международным, а особенно европейским меркам рабочей силой.

Отпугивают иностранцев главным образом несколько факторов. Конечно, это все еще не до конца сформированная правовая база в сфере недвижимости и слухи о пресловутой коррупции. Но еще одним слабым звеном как отдельных проектов, так и всего российского рынка недвижимости в целом, о котором часто забывают даже опытные игроки, является слабое владение искусством самопрезентации.

Речь идет вовсе не о стендистках с модельной внешностью, раздающих сувенирную продукцию направо-налево. Этот этап не только международные корпорации, но и продвинутые российские компании давно прошли. Пора учиться гораздо более важным вещам: банальному умению составлять грамотные инвестиционные предложения. Подход “несите ваши денежки, мы их все разместим” на солидных инвесторов не действует. Им нужны четкие обоснования привлекательности вложений, доказательства гарантий надежности, привычные формы составления бизнес-планов и многое другое.

Пока авторитетные международные консультанты задаются почти гамлетовским вопросом, есть в России коррупция или уже нет, инвестиции направляются в более благополучные страны с переходной экономикой, например в Польшу. По данным IRETO (Международной организации участников рынка коммерческой недвижимости), Варшава признана самым безрисковым городом среди столиц стран ЦВЕ. В исследованиях Ernst & Young отмечается, что Польша является “самым привлекательным регионом для размещения первоначальных инвестиций”. По этому показателю в минувшем году Польша заняла 4-е место в мире и 2-е место в Европе (после Великобритании). По оценке Economist Intelligent Unit, иностранные инвестиции в страну останутся стабильно высокими (около $8–9 млрд в год) и в ближайшие 2–3 года.

Кстати, Польша давно уже оценила эффективность выставочного механизма для привлечения инвестиций. А проведение в Варшаве CEPIF (Central & Eastern Europe Property & Investment Forum) – крупнейшего на территории ЦВЕ специализированного салона по недвижимости, получившего поддержку MIPIM, – позволило Польше привлечь самые значительные за последние 15 лет объемы прямых иностранных инвестиций. Правда, выставка уже разрастается, и рекордное (около 3000 человек) количество участников CEPIF-2006 заставляет ее организаторов всерьез задуматься о новом месте проведения салона – нынешнее помещение уже не вполне отвечает современным требованиям выставочного бизнеса как по техническому оснащению, так и по параметрам банальной вместимости.

С самого начала (с 2004 г.) выставка проводилась во Дворце науки и культуры – сталинской высотке (высота – 231 м, площадь – 817 000 кв. м), построенной в 1952–1955 гг. известным советским архитектором Львом Рудневым. Впрочем, положительный опыт Варшавы показывает, что она сможет привлекать иностранные инвестиции. Но скорее всего успеха добьются и сами организаторы CEPIF – копания RedNET, – если захотят найти средства на строительство современного выставочного комплекса.

В Москве недостатка в выставочных площадях нет. Только солидные международные выставки по недвижимости здесь почему-то не проводятся. Конкурируя друг с другом в борьбе за экспонентов и посетителей, выставочные компании нередко проводят практически однопрофильные выставки в одни и те же сроки или с минимальным отрывом. А мотивом для участия в них нередко служит вовсе не реальная необходимость привлечения солидных инвесторов, а желание получить одобрение “самого мэра” или “самого министра”.

А отсутствие высокопоставленных чиновников сказывается. Например, на XIII Международной выставке Arabian Travel Market, проходившей в начале мая в Дубае, Россия была представлена очень слабо. Несмотря на присутствие всех ведущих международных гостиничных операторов, Россия, не оставляющая надежд стать в недалеком будущем одним из лидеров индустрии гостеприимства, шансом привлечь инвесторов и опытных операторов “с именем” не воспользовалась. Разрозненная и немногочисленная информация по отдельным гостиницам и музеям не могла в должной мере удовлетворить любопытство посетителей.

Аналогичным образом, на CEPIF-2006, проходившем в Варшаве 11–12 мая, сказалось отсутствие властных структур. Те регионы, которые хотели реальных инвестиций и полезных контактов, приехали. А вот Москву представляли только три компании, Санкт-Петербург вообще не присутствовал.

Именно подобный подход для галочки, а совсем не коррупция сдерживает инвестиционные потоки в Россию.

А коррупция в России все-таки есть. Ровно в той же мере, что и в любой другой стране. Умеренная дружба с городской или государственной администрацией еще никому не вредила. И ни один крупный инвестиционный проект ни в одной стране не был и не может быть реализован вопреки желанию органов власти.