По просьбам телезрителей


В отличие от кабельного спутниковое телевидение доступно по всей территории страны и доставляет сигнал даже в глухие деревни, куда не дотягивается кабель. За прошедший год телекомпания “НТВ-плюс” увеличила количество пользователей на треть и теперь обслуживает 450 000 подписчиков. С марта 2006 г. “НТВ-плюс” расширила зону распространения сигнала, начав вещание на Сибирь. По словам пресс-секретаря “НТВ-плюс” Анастасии Казаковой, в этом году также ожидается прирост абонентской базы на 30%.

Игроки рынка объясняют слабое проникновение услуг платного ТВ недостаточно высоким уровнем жизни россиян, большим количеством бесплатных эфирных каналов, недостатком русскоязычного контента и высоким уровнем пиратства. Эксперты считают, что операторам предстоит приложить немало усилий, чтобы изменить отношение к телевидению у нашей аудитории – так, чтобы зритель смотрел не только то, что ему навязывает федеральный канал, но и программы, которые он выбирает сам.

Рынок платного ТВ

Больше всего абонентов платного ТВ в сетях кабельных операторов. По оценкам iKS-Consulting, сейчас в России действует около 500 таких компаний. К кабельной инфраструктуре подключено в общей сложности около 11 млн домохозяйств. Но большинство абонентов обходится предоставляемыми операторами соцпакетами. Поэтому средний ежемесячный доход с абонента (ARPU) у большинства компаний невысок и составляет, по оценке J’son & Partners, $3–5.

По данным гендиректора одного из лидеров рынка кабельного телевидения – компании “Национальные кабельные сети” (НКС) – Сергея Калугина, операторы, входящие в НКС, обслуживают порядка 1,75 млн абонентов в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Кургане и Электростали. Число коммерческих подписчиков приближается к 600 000 домохозяйств. Средний уровень ARPU НКС составляет $2,3, но, по словам Калугина, в ближайшие два года он будет расти на 15–20% ежегодно.

Отбирая хлеб у спутникового вещания и кабельных операторов, ТВ-услуги стали предоставлять интернет-провайдеры. Активно растет количество пользователей IPTV – трансляции телепрограмм с использованием интернет-протокола. Пока полноценные коммерческие IPTV-услуги предоставляет лишь один крупный проект – “Стрим-ТВ”. По словам пресс-секретаря реализующей этот проект компании “МТУ-Интел” (входит в АФК “Система”) Евгения Рябовола, по итогам I квартала 2006 г. число абонентов “Стрим-ТВ” составило 17 300 человек. К концу года компания планирует увеличить этот показатель до 60 000 пользователей.

Главное – участие

Подключившись к “Стрим-ТВ”, пользователь получает доступ более чем к 100 телеканалам, 47 радиостанциям, видеоиграм, Интернету и электронной почте на экране телевизора. “Стрим” оказывает абонентам услугу “виртуальный кинозал” (pay-per-view), позволяющую смотреть самые последние киноновинки отечественного и мирового проката, только что вышедшие на экраны кинотеатров: они транслируются на 18 каналах 24 часа в сутки. Заказать просмотр фильма можно с пульта в любое удобное время, так как в день проходит 216 сеансов. Перед заказом можно просмотреть ролик к фильму и прочитать аннотацию. Один фильм стоит около $2.

В июне компания переведет этот сервис на технологию “видео по запросу” (video-on-demand) и станет первым российским оператором платного ТВ, предоставляющим услуги на основе этой технологии. Услуга “видео по запросу” предоставляет пользователю полную интерактивность – например, возможность “перемотать” фильм или поставить его на паузу, в то время как “виртуальный кинозал” не дает полной свободы выбора времени кинопросмотра. Теперь у зрителя будет возможность заказать выбранный из меню фильм на сутки.

По мнению Калугина, говорить об интересе к телевизионным интерактивным услугам пока преждевременно, так как на российском рынке они практически не представлены. Тем не менее, как показывает мировой опыт, такие интерактивные услуги, как video-on-demand, pay-per-view и др., пользуются спросом.

Если говорить об интерактиве в широком смысле слова, то он представлен отдельными каналами из базовых и расширенных пакетов большинства операторов платного телевидения. Такие каналы позволяют зрителям непосредственно влиять на содержание программ. Например, эфир канала World Made Channel полностью состоит из любительских фотографий и видеоматериалов, сгруппированных по рубрикам (дети, животные, природа, спорт и отдых, катаклизмы, разное). Материалы принимаются как в аналоговом, так и в цифровом формате. Присылать свои материалы могут зрители со всего мира – даже те, у кого нет возможности смотреть канал.

На интерактивной платформе построен эфир каналов Music Box, Music Box.ru и “Юмор-Box”. Телезрители сами формируют плей-лист: предлагается каталог клипов, за которые зритель должен голосовать, отправляя SMS с порядковым номером. На “Юмор-Вох” можно раскрутить начинающего или малоизвестного артиста, прислав на телеканал клип, который попадет в каталог, если понравится зрителям. Клип может появиться в эфире неограниченное число раз.

На канале “Телевизионный дамский клуб” проводятся SMS-голосования и викторины в прямом эфире, есть возможность быстрой покупки в телемагазине, а также центр психологической помощи, куда можно позвонить. В скором времени станет возможным использование приставки-медиацентра, позволяющей принимать дополнительную текстовую информацию. Например, нажав на кнопку приставки, можно будет записать рецепт, демонстрируемый в кулинарной программе, или легко приобрести товары и оплатить коммунальные услуги, не выходя из дома.

При дальнейшем развитии интерактивного телевидения станут возможными такие услуги, как заказ товара, понравившегося во время просмотра фильма или передачи, без прерывания просмотра; также пользователь сможет сам управлять картинкой – приближать/отдалять планы, читать дополнительную информацию об участниках спортивных мероприятий, делать ставки на команды, написать сценарий к продолжению любимого сериала, сможет получать доступ к местным станциям и т. д. Многие из этих услуг доступны уже сегодня, говорит пресс-секретарь компании IntercomTV, производителя решений для IPTV.

Еще одна прогрессивная телевизионная технология – телевидение высокой четкости (ТВЧ). ФГУП “Российская телевизионная и радиовещательная сеть” (РТРС) продемонстрировало технические возможности этого формата еще два года назад. Сначала вещание проекта ТВЧ “Россия 1080” планировалось проверить на опытной зоне – небольшом участке на Рублевском шоссе, а затем и на всей территории страны. Первый заместитель гендиректора РТРС Святослав Буняев объясняет, что запустить проект не удалось, поскольку Мининформсвязи прекратило рассматривать вопросы о выдаче разрешений на вещание в MMDS-диапазоне. Теперь РТРС готовит альтернативный проект ТВЧ-вещания. По оценке Буняева, рублевский пилотный проект мог бы окупиться за 3–5 лет, стоимость оборудования, за исключением телевизора, поддерживающего режим ТВЧ (стоимость которого составляет от нескольких тысяч долларов), не превышает $350–400. Замгендиректора РТРС считает, что потребитель готов платить за такую услугу $24–35 в зависимости от контента. “Конечно, речь не идет о массовом использовании ТВЧ, по крайней мере в ближайшие лет десять”, – считает Буняев. В то же время трансляции с чемпионата мира по футболу, например, в этом году будут вестись в формате ТВЧ. Сергей Калугин из “Национальных кабельных сетей” дает ТВЧ и интерактивному ТВ меньший срок для выхода в массы – 3–5 лет.

Платному ТВ – быть!

В 2005 г., по оценкам iKS-Consulting, общий объем сделок слияний и поглощений на рынке платного ТВ составил не менее $100 млн, что в два раза больше, чем годом ранее. А в нынешнем году объем сделок превысит прошлогодний в несколько раз – только АФК “Система” заплатила за “Объединенные кабельные сети” $147 млн, а сделку по покупке Renova Media московского “Телеинформа” эксперты оценивают в $40 млн. Журнал “Слияния и поглощения” оценивает общую стоимость 17 сделок на рынке кабельного телевидения, состоявшихся с января 2003 г. по апрель 2006 г. в $492 млн.

“Существует множество небольших региональных кабельных операторов, которые со временем будут продаваться лидерам рынка (“Ренова”, “Нафта-Москва” и АФК “Система”). Появление нового крупного игрока возможно лишь в случае консолидации региональных активов, но действовать нужно очень быстро”, – говорит управляющий директор Delta Private Equity Partners Кирилл Дмитриев. По его оценкам, для создания качественного рay-TV-проекта, способного конкурировать с существующими лидерами рынка, потребуется как минимум $200 млн.

“Рынок платного телевидения развивается довольно динамично: на него пришли очень серьезные игроки, готовые вкладывать в развитие сетей большие средства”, – говорит Сергей Калугин. Он считает, что кабельное ТВ уже стало привычной услугой во многих регионах и услуги платного ТВ смогут стать массовыми в ближайшие 5–7 лет.

Сегмент платного кабельного телевидения является очень перспективным и привлекательным для инвесторов, соглашается Дмитриев. По его оценке, сейчас проникновение платного кабельного ТВ в России составляет всего 5%, тогда как аналогичный показатель во многих западных странах доходит до 60–70%. В ближайшие 4–5 лет количество абонентов кабельного ТВ в нашей стране может вырасти в 10 раз. То же касается и стоимости компаний, предоставляющих такие услуги. А вице-президент альтернативного оператора “Корбина Телеком” Александр Малис отмечает, что все пользователи широкополосного доступа – это потенциальная аудитория абонентов платного интернет-телевидения, поэтому в ближайшие годы его аудитория может вырасти в несколько раз.

Рябовол прочит IPTV значительный рост, но признает, что внедрять платное ТВ в России сложно, поскольку в мире такая практика существует уже лет 20, а у нас это по-прежнему новинка. Главный редактор журнала “ТелеЦентр” Светлана Уразова считает, что популяризации платного ТВ поможет минимальное количество рекламы, так как основной источник дохода оператора платного телевидения – подписка. Сейчас реклама составляет 1% в межпрограммном пространстве платных операторов (ролики собственного производства, анонсы передач). Люди настолько раздражены навязчивой и лобовой рекламой эфирных каналов, что уже готовы платить за ее отсутствие. Даже если процент рекламы на платном ТВ будет расти, она уже будет совершенно иного уровня: это будет нишевая реклама, нацеленная на свою аудиторию.

Также, по словам Уразовой, компаниям нужно хорошо понимать, за что готов платить потребитель телевизионной продукции. По ее словам, грамотный выбор контента и хороший маркетинг – необходимые составляющие успеха оператора платного телевидения. А Кирилл Дмитриев отмечает, что россияне готовы платить за развлечения. В Москве билет в кино стоит около $7, и со временем будет все больше людей, готовых заплатить $15–20 в месяц за качественное ТВ – при условии, что оно будет максимально учитывать интересы зрителей.