ВДАЛИ: Отели для потребителей роскоши


Как и в Москве, в Дубае дешевые гостиницы пока не строят. В этом просто нет необходимости. Сегодня на долю Ближнего Востока приходится только 4% всех туристических поездок в мире, так что потенциал роста огромный.

В целом ситуацию на гостиничном рынке Ближневосточного региона можно охарактеризовать как динамично развивающуюся. В 2005 г. продолжился подъем, начавшийся еще в 2004 г. Это было вызвано ростом средней цены за номер, которая в зависимости от страны составила 17–20% в год. Заполняемость отелей осталась на высоком уровне (71%). Подобная ситуация объясняется ростом ликвидности гостиниц и неуклонным ростом спроса. Высокая покупательная способность потребителей роскоши – постояльцев высококлассных отелей наряду с ростом спроса со стороны корпоративных клиентов и ростом популярности гостиниц в регионе позволили успешно преодолеть повышение цен на номера. Другим источником роста цен стал рост курса евро относительно доллара, так как еврозона – основная целевая аудитория ближневосточных хотельеров. По оценкам HVS, рост валовой операционной прибыли составил в 2005 г. 21%. А региональный показатель – рост валовой операционной прибыли на один номер – возрос с $62 в 2004 г. до $76 в 2005 г.

Основная тенденция развития гостиничного рынка на Ближнем Востоке на ближайшие годы – строительство новых отелей класса de luxe и в меньшей степени – покупка уже существующих. Аналитики оценивают сегодняшний объем инвестиций в гостиницы региона в $15 млрд. По предварительным оценкам, общая емкость отелей “4 звезды” и выше в регионе составляет более 60 000 номеров. Благоприятная ситуация для развития гостиничного рынка в регионе сохранится и в ближайшие два года. А на отдельные районы Ближнего Востока, в частности на Дубай, возлагаются большие надежды – эксперты предполагают, что здесь рост рынка будет выражаться в двузначных цифрах.

По данным EIU, в ближайшие два года в Дубае предполагается 6%-ный рост ВВП. Правительство эмирата форсирует реализацию масштабных реформ и строительство многомиллиардной инфраструктуры. Предпочтение в Дубае, а с недавних пор – и в столице ОАЭ Абу-Даби, отдается проектам в сфере недвижимости и туризма. Это приносит плоды. Только за 2005 г. рост туристского потока в страну составил 8%, причем туристы приезжали главным образом в Дубай и Абу-Даби. Туристская индустрия приносит эмирату около $1,9 млрд в год. Качественные отели в Дубае продемонстрировали рост стоимости номеров почти на 40% – с $124 в сутки в 2004 г. до $171 в 2005 г. Рост цен и значительное увеличение предложения за счет введения в эксплуатацию таких объектов, как Park Hyatt, Le Meridien Grosvenor House, Radisson SAS, Villa Rotana Suites и Al Mourooj Rotana, практически не повлияли на заполняемость отелей – этот показатель, по данным исследования Deloitte and Smith Travel Research, упал всего лишь на 1% по сравнению с 2004 г., составив 85%. Это больше, чем в таких столицах мирового туризма, как Нью-Йорк и Сингапур, где заполняемость отелей составила 83% и 80% соответственно. В ближайшие четыре года гостиничный рынок Дубая пополнится еще на 17 000 номеров. По данным на начало 2006 г., текущие инвестиции в отельный бизнес в Дубае составили $450 млн – самый высокий показатель в регионе.

По данным HVS International, только в этом году эмират посетят около 8,1 млн туристов, а к 2010 г. планируется достигнуть показателя в 15 млн. Темпы роста рынка отелей Дубая позволяют надеяться на реальность этих устремлений.

Те, кто хочет выйти на гостиничный рынок Дубая, жаждут сделать это как можно скорее, а те, кто уже работает в эмирате, – расширить свое присутствие. Знаковым событием для регионального гостиничного рынка стало решение о выходе на дубайский рынок ведущего в Азиатско-Тихоокеанском регионе игрока – международной гостиничной сети Minor International со штаб-квартирой в Таиланде. Сеть станет гостиничным оператором сразу в двух дубайских гостиницах – Anantara Resort Palm Jumeirah, которая откроется в 2007 г., и Anantara Jumeirah Lake Dubai, которая откроется в 2008 г. Первая гостиница класса люкс будет построена на “стволе” Palm Jumeirah, в ее состав войдут 243 номера и 132 полностью меблированных сервисных апартамента. Вторая гостиница емкостью 473 номера разместится в 45-этажном небоскребе и войдет в состав комплекса “Джумейра Лейкс”.

Разнообразие проектов

Инвестиции в этот динамичный отельный рынок Дубая делают не только известные гостиничные сети, но и не менее известные мультимиллионеры. Например, Дональд Трамп совместно с околоправительственной компанией Nakheel будет строить многофункциональный комплекс Trump International Hotel & Tower на искусственном острове The Palm Jumeirah, который по завершении строительства в 2009 г. займет центральное место на “стволе” пальмы. В состав 48-этажного комплекса войдут 300 апартаментов отеля-кондо и 360 апартаментов с 2–4 спальнями, предлагаемых к продаже. Жители и гости комплекса смогут воспользоваться зонами отдыха, частным пляжем и яхт-клубом, посетить галерею бутиков, многочисленные бары и рестораны, а также спортзалы и Клуб здоровья.

Примечательно, что многие ведущие международные гостиничные сети приходят в Дубай не с целью внедрения, а образуют здесь совместные предприятия.

Одним из них станет новый бренд Shaza Hotels, образованный международной финансовой компанией Guidance Financial Group и одним из старейших элитных гостиничных операторов – группой Kempinski. “Shaza Hotels – это та концепция, которая в значительной степени интересует финансовое и инвестиционное сообщество региона”, – отмечает президент Guidance Financial Group, доктор Мохамад Хаммур. В свою очередь, председатель совета директоров Shaza Кристофер Хартли утверждает, что “Shaza – первый в истории отельного бизнеса бренд, разработанный специально для Ближневосточного и Северо-африканского регионов”. Инвестиционный механизм для возврата затраченных в общей сложности на создание бренда $500 млн уже запущен. Сохраняя национальный колорит (арабскую кухню, стилизованные восточные интерьеры и традиционные восточные бани – хаммам), отели Shaza будут оснащены самой передовой техникой и оборудованием, соответствующими представлению о 5-звездочном гостеприимстве.

Швейцарская сеть Moevenpick Hotels & Resorts (MHR) заявила на ATM о запуске сразу четырех новых отелей в Дубае, а к 2008 г. сеть будет управлять девятью отелями в ОАЭ.

В апреле 2007 г. откроется отель Moevenpick Resort Oceana, строящийся на “стволе” Palm Jumeirah, в мае 2007 г. в одном из районов Дубая – Дейре планируется открыть 5-звездочный отель на 245 номеров. А в середине 2007 г. будет открыт Moevenpick Resort & SPA. Комплекс, в состав которого войдут 293 номера, 18 вилл на воде и три “семейных” виллы, возводится на внешнем полумесяце (полукруге) Palm Jumeirah. Рядом с одним из отелей сети – Ibn Battuta Hotel Dubai (396 номеров и 166 апартаментов) строится новый торговый молл – Ibn Battuta Mall.

Теперь сеть фешенебельных отелей Four Seasons Hotels & Resorts, имеющая семь отелей на Ближнем Востоке, представлена и в Дубае. “В ближайшие годы сеть планирует усилить свое присутствие в регионе, – говорит региональный директор по продажам Four Seasons Hotels & Resorts Middle East Шакер Акбар. – В этом году наша сеть взяла в управление гольф-курорт Al Badia Golf Course в Дубае, и теперь он получит название Four Seasons Dubai Golf Club”. А в 2008 г. сеть возьмет в управление строящийся комплекс, в состав которого войдет отель Four Seasons Hotel Dubai Festival City на 373 номера и 80 апартаментов.

Планирует расширять свое присутствие на Ближнем Востоке и сеть Hilton International. “Ближний Восток ежегодно приносит компании около 10% дохода, – отмечает директор по продажам и маркетингу Hilton International Arabian Peninsula Ги Эпсом. – А Дубаю удается привлекать туристов круглогодично – этому способствуют многочисленные международные салоны и саммиты, солнечная погода, прекрасные пляжи и первоклассные отели. Кроме того, в Дубае первыми признали право на спортивный досуг, и это является дополнительным преимуществом для развития бизнеса. В ближайших планах Hilton International – открытие элитного клуба Hilton Jumeirah Beach Club в конце 2007 г. и первого в Персидском заливе отеля марки Conrad Hotel на 400 номеров в 2008 г.”.

Сеть отелей класса люкс Fairmont Hotels & Resorts также наращивает активность в Дубае. Вместе с кувейтской консалтинговой компанией IFA Hotels & Resorts она реализует два проекта – жилой комплекс The Fairmont Palm Residence и отель The Fairmont Palm Hotel & Resort. Оба объекта будут оснащены развитой инфраструктурой, включая многочисленные развлекательные комплексы, рестораны, модные дизайнерские бутики и даже элитный пляжный клуб.

По достоинству оценила дубайские перспективы и крупная международная гостиничная сеть Starwood Hotels & Resorts (в ее состав входят 850 отелей восьми различных брендов). Недавно компания перенесла свой региональный офис в Дубай, на долю которого приходится 40% операций на Ближнем Востоке. Только в 2005 г. компания увеличила число отелей в регионе с 25 до 48, т. е. почти вдвое. А в ОАЭ количество ее отелей возросло с семи до 19. Президент европейского, африканского и ближневосточного отделений Starwood Hotels & Resorts Роланд Вос отметил, что подобные перемены “будут как нельзя более благоприятны для клиентов сети Starwood”. Вос также подчеркнул, что роль Ближневосточного региона в развитии всемирной индустрии туризма трудно переоценить: именно здесь второй год подряд зарегистрирован рекордный рост доходности на номер (revPAR) – 21%. Например, в Дубае функционирует несколько отелей Starwood. Один из наиболее известных – Sheraton Dubai Creek Hotel & Tower, традиционно привлекающий фанатов здорового образа жизни, недавно подвергся тотальной модернизации и теперь может похвастаться не только современным внешним видом, но и ультрамодным оборудованием спортзалов и площадок. Другой дубайский отель – Sheraton Deira Hotel & Towers преследует прямо противоположную цель – развить у постояльцев привычку к “сладкому сну”. Новейшие моделей кроватей, матрасов и даже постельного белья, а также решенные в пастельных тонах интерьеры номеров призваны обеспечить покой и безмятежность гостей. О вкусах не спорят...

Дальнейшему росту числа отелей сети Starwood в Дубае будет способствовать и то, что в ноябре прошлого года она поглотила не менее известную сеть – Le Meridien. Отели этого бренда также будут широко представлены в Дубае. Например, отель Dubai Al Sondos Suites by Le Meridien будет иметь выход на станцию метрополитена. Предназначенный главным образом для бизнес-туризма, отель расположится неподалеку от Дубайского международного аэропорта.

Еще один известный бренд Starwood, W Hotels Worldwide, будет представлен в Дубае отелем W Dubai Festival City, который будет построен в самом центре “фестивального городка” к 2008 г. В отеле будут 350 номеров, а дизайнером гостиницы выступит известный французский архитектор Жан Нувель.

Доступные отели

Впрочем, те, кто планирует и дальше развивать отельный бизнес в Дубае, наверняка знают, что бурный рост рынка отелей класса de luxe не вечен. Еще 2–3 года, и для обеспечения заполняемости потребуется гораздо большая изобретательность, чем набор экзотических услуг. Понадобятся новые концепции и новые подходы. Некоторые уже заявили о себе сегодня. Например, новый бренд Yotel, позиционирующийся как “самый радикальный отель в мире”. Идея концепции отеля посетила основателя сети Саймона Вудроффа примерно пять лет назад. Она была инспирирована салоном самолета 1-го класса и японским отелем-капсулой. “Как-то раз я летел 1-м классом на British Airways из Кувейта и, лежа на кровати, подумал, что хочу, чтобы постояльцы моего будущего отеля испытывали те же ощущения, что и я, всю гамму путешествия на самолетах бизнес-классом. Далее я нашел дизайнера, который разрабатывал проекты для 1-го класса British Airways. Вот и вся история”, – рассказывает Вудрофф. Первые отели откроются летом этого года в международных аэропортах Лондона – в Южном терминале аэропорта Гэтвик и на Четвертом терминале аэропорта Хитроу. Принципиальные новшества сети – достаточно низкая цена (от 80 фунтов стерлингов за ночь) и то, что отель можно снять меньше чем на день, не переплачивая. На вокзалах, в аэропортах пассажиры смогут отдохнуть, как в авиасалоне бизнес-класса, но по сходной цене. Вудрофф говорит: “Работая над концепцией отеля, мы постарались сделать так, чтобы люди стремились приобрести этот опыт. Это все равно что лететь классом выше, не боясь дороговизны, ведь в Yotel можно остановиться всего за 80 фунтов стерлингов”.

Вудрофф до сих пор не считает себя хотельером. За свою жизнь он перепробовал множество профессий – начинал с водителя автобуса, работал телепродюсером, создал собственную сеть ресторанов Sushi & YO!, а теперь занялся отельным бизнесом. “Самый грозный противник – собственный мозг, – считает Вудрофф. – Именно его бывает труднее всего убедить. Вера в то, что проект будет работать, – это уже половина успеха”. Вудрофф убежден, что Yotel будет успешен, так как считает, что от роскоши по доступной цене никто не откажется. Дешевле обойдется и строительство. “В любом случае средств уйдет меньше, чем на отель марки Holiday Inn или Travelodge, – констатирует Вудрофф. – Тем не менее в ближайшие пять лет мы с партнерами намерены инвестировать не менее $100 млн”. В этом ему поможет кувейтская компания IFA Hotels & Resorts, которая приобрела сеть в конце прошлого года. На вопрос о причинах покупки бренда председатель совета директоров IFA Hotels & Resorts Вернер Бургер отвечает, что, будучи молодой и агрессивной компанией, IFA Hotels & Resorts стратегически планирует не только работать на службе индустрии гостеприимства, но и рассматривать выгодные инвестиционные возможности. “Конечно, это был определенный риск, но был и шанс разработать принципиально новую концепцию, – говорит Бургер. – Приобретая бренд Yotel, мы видели, что он перспективен и очень современен. Мы провели экспертизу рынка 5-звездочных отелей с номерами площадью 60 кв. м и поняли, что рынок отелей также нуждается в чем-то принципиально новом, радикальном. Тем, кто засомневается, могу лишь рекомендовать дождаться открытия первых отелей бренда Yotel в Лондоне и снять там номер”. Впрочем, Лондоном география новой сети отелей не ограничится. Вудрофф уверен, что Yotel универсален и может размещаться в центрах мегаполисов, на территориях вокзалов и аэропортов практически во всех странах. “Я уверен, что номер Yotel смогут оценить даже межпланетные путешественники, – шутит Вудрофф. – И в Москве он тоже должен понравиться”.