ВЕКТОР


Ради конкуренции

Цифровое телевидение, переход на которое в России должен начаться в 2008 г., будет платным для телезрителей, заявил в минувшую пятницу гендиректор “Российской телевизионной и радиовещательной сети” (РТРС) Геннадий Скляр. Просмотр федеральных телеканалов останется бесплатным, как и сейчас, но “абонентская плата должна возникнуть”, добавил он, ведь “это оплата за инфраструктуру”. В самом этом заявлении ничего неожиданного нет: и сейчас каждый из нас ежемесячно платит за использование коллективной антенны. Плата эта входит в состав коммунальных платежей и так незначительна (в Москве, например, это 28–43 руб. в месяц – в зависимости от числа транслируемых каналов), что многие даже не догадываются, что смотрят телевизор за деньги. Удивляет лишь продолжение начатой мысли – по мнению главы РТРС, абонплата должна поддержать конкуренцию между эфирным и кабельным телевещанием: “Если эфирное телевещание будет бесплатно предлагать большой пакет каналов, то кабельные операторы окажутся неконкурентоспособны”. Относительное разнообразие общедоступного ТВ-продукта, конечно, усложняет жизнь операторам платного ТВ – чтобы заинтересовать клиента, им приходится постоянно искать что-то такое, чего не увидишь на обычном ТВ. И это им начинает удаваться: операторы заключают эксклюзивные соглашения с киностудиями, внедряют интерактивные услуги и т. п. Если же общедоступное эфирное телевидение решит повысить абонплату до уровня “НТВ-Плюс”, “Стрим-ТВ” или Akado (в среднем $8–20 в месяц) – операторы платного ТВ будут, конечно, рады, только поможет ли это конкуренции?

Во власти президента

Как только Внешторгбанк обнародовал планы по приобретению контрольного пакета в капитале Промышленно-строительного банка, аналитики давали рекомендации покупать акции ПСБ. Ведь перед миноритариями ПСБ замаячила перспектива стать акционерами ВТБ, собравшегося разместить свои акции на бирже.

Поэтому перенос на неопределенный срок собрания акционеров ПСБ, посвященного объединению банков, многих не на шутку взволновал. Но говорить о конкретных сроках перехода на единую акцию ВТБ не вправе. Ведь в объединенном банке доля государства будет меньше, а такое может случиться только после изменения законодательства. Указ президента отнес Внешторгбанк к стратегическим компаниям, где уменьшение госдоли запрещено. Кроме того, закон запрещает размывать долю государства в акционерном обществе, если она превышает блокирующий пакет, передает “Прайм-ТАСС” со ссылкой на президента ВТБ Андрея Костина.

Так что теперь судьба миноритариев ПСБ во власти президента и парламента, которые должны пересмотреть долю госучастия в ВТБ. Желающим сыграть на объединении банков следовало бы поинтересоваться этими “нюансами”. Теперь же им остается уповать на лоббистские возможности менеджеров госбанка.