Аргентина одумалась


С 1 июня аргентинским экспортерам разрешается отправлять на экспорт до 40% от тех объемов мяса, которые они экспортировали в те же месяцы 2005 г. Такое распоряжение министерства экономики Аргентины цитирует агентство Reuters. 2005 год, по данным агентства, был для аргентинского мясного экспорта рекордным: страна поставила на мировой рынок мяса на $1,4 млрд (третий в мире показатель).

Пытаясь сбить цены на говядину внутри страны, в марте аргентинский президент Нестор Киршнер запретил местным компаниям экспортировать мясо. “Нам не нужен экспорт ценой голода среди аргентинцев”, – предупредил тогда глава государства. 11 марта экспорт был остановлен – из портов выходили лишь уже загруженные суда или те, которые везли проплаченный товар.

Для российских мясников решение Киршнера грозило обернуться шоком: в день объявления запрета они в один голос признавались, что “всё очень плохо”. Импортерам негде искать говядину (мясо из второй страны – крупнейшего поставщика – Бразилии до сих пор находится под практически полным запретом ветеринаров), переработчикам придется спешно менять рецептуру и заменять говядину, например, на мясо птицы, рестораторам – исключать из меню недорогие стейки, а масштабы возможного роста цен даже прогнозировать страшно – такую картину описывали основные участники рынка.

Но реальные последствия для российского рынка оказались куда прозаичнее. Гендиректор компании “Митлэнд” Дмитрий Гордеев говорит о 10%-ном росте цен на говядину за время действия запрета. По данным гендиректора компании “Кромэкспо-Н” Зары Толстенковой, оптовая цена, например, на лопатку выросла со 100 руб. до 115 руб за 1 кг. А по подсчетам президента Мясного союза Мушега Мамиконяна, говядина подорожала “не более чем на 5%”. Переработчики изменили ассортимент: с ростом цен на говяжье сырье подорожали продукты с высокой долей говядины, и на 3–5% лучше стали продаваться продукты с более высоким содержанием свинины.

“Для промышленной переработки поставщики находят мясо в Уругвае и Парагвае, а также в том штате Бразилии, поставки из которого разрешены ветеринарами”, – резюмирует Гордеев. Да и поставки из Аргентины все это время продолжались: мясо по проплаченным до введения запрета контрактам приходит до сих пор, добавляет он. Но по данным Толстенковой, “в марте – апреле – мае ничто [из Аргентины] не плыло и не ехало”.

Хотя в самой Аргентине за эти три месяца цена на разные виды мяса упала в среднем на 30%, ждать снижения цен на говядину в России с возобновлением поставок не стоит. “У нас высокий спрос, а поставляться будет вполовину меньше прошлогоднего”, – говорит Толстенкова.