От “Шайтан-звезды” до “Пастернака”


О том, что за “Большую книгу” борются не писатели, а их книги, на церемонии оглашения финалистов сказал председатель совета экспертов Михаил Бутов. Учитывая, что главная цель награды (в числе ее учредителей Альфа-банк, группа компаний “Ренова”, магазин ГУМ) – популяризировать и актуализировать высокую отечественную словесность, это несомненный плюс. Таким образом, не самые известные прозаики, не вписанные в литературный пантеон, смогут соревноваться с мэтрами на равных. В сформированном 20 литературными экспертами коротком списке так и вышло.

Премия присуждается за роман, сборник повестей или рассказов, документальную прозу, воспоминания. В шорт-лист вошли эпохальные мемуары поэта-эмигранта Наума Коржавина (“В соблазнах кровавой эпохи”), роман молодой и не известной широкому читателю Марины Палей (“Клеменс”), книга модного и востребованного Алексея Иванова (“Золото бунта”), философская и ориентированная на значительность проза Михаила Шишкина (“Венерин волос”). С качественной беллетристикой Людмилы Улицкой (“Люди нашего царя”) соседствует сложная антиутопия автора из Екатеринбурга Ольги Славниковой (“2017”) и эпико-мифологическая книга Юрия Волкова (“Эдип-царь”). Есть сказка для взрослых от рижской писательницы Далии Трускиновской (“Шайтан-звезда”), психологическая проза Андрея Волоса (“Аниматор”), автобиографический роман Анатолия Королева (“Быть Босхом”). Не обошлось без активно раскручиваемого Максима Кантора (“Учебник рисования”), сразу двух книг Александра Кабакова (“Московские сказки” и “Все поправимо”) и Дмитрия Быкова (роман-монография “Пастернак”). Из 12 анонимных рукописей, вошедших в длинный список, в финалистах оказался лишь небольшой роман “Ай-Петри”: теперь открыто имя его автора, 36-летнего Александра Иличевского.

Короткий список отразил самые разные литературные предпочтения. В него попали патриархи, законодатели литературной моды, откровенные эстеты, эпики и лирики, умелые беллетристы. Значительную часть произведений составили сказки, мифы и антиутопии – отражение нынешней конъюнктуры. В список не попали авторы, нацеленные на скандал и провокацию, как, например, Елена Чудинова или Александр Проханов.

Стоит заметить, что “Большая книга” не оправдала прогнозов скептиков, уверявших, что в стране при кремлевском надзоре собираются выстраивать литературную вертикаль. Как видно из списка, будущая и настоящая элита нашей словесности очень разнородна, либеральна и уж точно не вписывается ни в какие государственные проекты.

Лауреата первой “Большой книги” (размер главной премии – 3 млн руб.) и двух финалистов (призы – 1,5 млн и 1 млн руб.) назовут уже в ноябре. Победителей путем голосования определит литературная академия: журналисты, политики, бизнесмены, культурные деятели – всего около 100 человек. Сопредседатель академии Эдвард Радзинский пообещал, что проследит за тем, чтобы академики читали. “Пусть некоторые из них и будут делать это впервые”, – пошутил драматург.