Пайщиков посчитали


Первые паевые фонды в России появились в 1996 г., но востребованы они оказались лишь два года назад. Не успели россияне распробовать новый инструмент, как на фондовом рынке разразился кризис, надолго отбивший у них охоту инвестировать в ценные бумаги. “Люди спешно избавлялись от обесценившихся паев, а спрос на наши услуги испарился в одно мгновенье”, – вспоминает топ-менеджер крупной управляющей компании. Доверие стало возвращаться лишь спустя несколько лет, говорит аналитик лиги Антон Кузин. В середине 2004 г. число пайщиков, по данным НЛУ, достигло 50 000.

Однако прошлогодний рост фондового рынка спровоцировал настоящий бум среди россиян, пожелавших заработать на стремительно дорожавших акциях. В индустрию потекли свежие деньги: только в декабре 2005 г., по данным агентства Investfunds.ru, пайщики принесли управляющим около 3 млрд руб., а за четыре месяца этого года – еще 17,4 млрд. При этом, как показало исследование НЛУ, почти так же быстро росло и число пайщиков.

Чтобы сосчитать их, аналитики лиги собрали данные о количестве ненулевых счетов во всех ПИФах. К началу мая их набралось почти 219 000. Большинство из них были открыты за последние семь месяцев. К октябрю 2005 г. НЛУ насчитывала в России 80 700 пайщиков. До конца года их число выросло более чем на 65% до 133 000, отмечает Кузин, а за январь – апрель управляющие открыли еще около 86 000 счетов. С прошлой осени ряды пайщиков выросли почти втрое, а за 10 лет с момента зарождения индустрии – в 207 раз, указывает Кузин.

Больше всего инвесторов – почти 45 000 – выбрали фонды под управлением “Тройки Диалог”. Это более 21% рынка, указывает Кузин. При этом самый крупный в стране паевой фонд “Тройка Диалог – Добрыня Никитич” оказался и самым розничным: на 30 апреля в нем было открыто более 23 600 ненулевых счетов. На несколько тысяч клиентов отстали от управляющих “Тройки” их коллеги из “Уралсиба” (41 500 счетов, или 19,6% рынка), а замыкает тройку лидеров питерская “КИТ Финанс” (22 600 счетов, или 10,7%).

Ее гендиректор Владимир Кириллов считает эти расчеты не совсем корректными. “В итоговую цифру могли попасть одни и те же люди, владеющие паями разных фондов, – поясняет он. – Ведь если инвестор покупает паи, например, двух наших ПИФов, не важно – открытых или интервальных, то ему открываются два счета”. Кроме того, добавляет Кириллов, многие соотечественники покупают паи фондов под управлением разных компаний. В крупных городах, по его оценке, клиентские базы пересекаются на 10–20%. Кузин не спорит. Он указывает также на то, что в некоторых ПИФах владельцами счета выступают номинальные держатели и сами управляющие далеко не всегда знают реальное количество инвесторов. Например, в ПИФах “Мономаха” на конец апреля было 15 счетов номинального держания, у “Пиоглобал Эссет Менеджмента” – 81, а у “Уралсиба” – 17 160 счетов, или каждый пятый. При этом за тремя “номинальными” счетами в фондах “Интерфин Капитала” стояло 36 реальных собственников паев.

Впрочем, несмотря на некоторую лукавость цифры, она отражает тенденцию, признает Кириллов. “Более 100 000 счетов – это новый этап в развитии рынка, – констатирует он, – хотя до социально значимого явления мы еще не доросли”. По его мнению, это произойдет, когда число счетов перевалит за 1 млн (сейчас в России 140 млн граждан). При благоприятной рыночной конъюнктуре это произойдет к 2010 г., полагает управляющий. Вице-президент “Тройки Диалог” Андрей Звездочкин не исключает, что это случится еще раньше – к 2008 г.

Майская коррекция пока не вызвала оттока пайщиков. “Никто [из них] даже дернуться не успел”, – говорит Кириллов, тем более что за обвалом последовал резкий рост котировок. “Критичным может быть только затяжное падение, например полугодовое, как в 2003 г.”, – полагает он. А клиентов “Тройки”, по словам Звездочкина, коррекция только подхлестнула к покупке. “В мае мы продали паев более чем на $100 млн, а количество счетов вплотную подошло к 50 000”, – хвалится он.