Печальный рекорд Vodafone


Вчера Vodafone, крупнейший в мире оператор мобильной связи по размеру выручки, представила результаты финансового года, завершившегося 31 марта. Чистый убыток составил 21,9 млрд фунтов стерлингов ($41 млрд). Годом ранее Vodafone получила чистую прибыль 6,4 млрд фунтов ($12 млрд). Выручка компании от текущих операций (без учета $16 млрд от продажи в марте японского подразделения) выросла по сравнению с прошлым годом на 10% до 29,35 млрд фунтов стерлингов.

Гигантский убыток вызван списанием стоимости активов на 23,5 млрд фунтов. Без этого Vodafone оказалась бы в прибыли. Активы эти Vodafone приобрела в ходе серии поглощений на волне технологического бума в 1999–2000 гг. Бывший гендиректор Кристофер Джент превратил компанию в мирового лидера, проведя за шесть лет поглощения на $300 млрд. В их числе покупка немецкой Mannesmann за $186 млрд, проведенная на пике бума в 2000 г. За эту “покупательскую лихорадку” Vodafone приходится расплачиваться годами – с 2001 г. лишь прошлый год оказался для нее прибыльным. Все эти годы убыток компании исчислялся десятками миллиардов долларов (см. таблицу), а всего компания потеряла $109,4 млрд. Нынешнее списание включает в себя и переоценку активов Mannesmann.

Предыдущий рекорд Европы по убыткам в 2002 г. установила Deutsche Telekom – 24,6 млрд евро ($31,7 млрд по сегодняшнему курсу). Во время бума Deutsche Telekom тоже не жалела денег, купив, в частности, американскую VoiceStream Wireless (более $40 млрд) и лицензию на предоставление услуг связи третьего поколения в Германии (8,5 млрд евро). Переоценивать активы пришлось и французской Vivendi Universal, которая благодаря поглощениям превратилась из крупнейшей в мире компании по водоснабжению в третью по величине медиакорпорацию. Убыток Vivendi в 2002 г. составил 23,3 млрд евро.

Мировой рекорд в том же году установила Time Warner – $98,7 млрд. Годом ранее она объединилась с интернет-компанией America Online. Размер той сделки составил $103,5 млрд. В 2002 г. AOL Time Warner списала стоимость нематериальных активов (в основном America Online) на $99,7 млрд, т. е. с момента сделки нематериальные активы America Online (деловая репутация, контакты, клиенты и т. д.) практически обесценились.

Убыток Vodafone не очень расстроил инвесторов: акции выросли на 3,6%, правда, к концу дня рост сошел на нет. “Цифры во многом соответствуют тому, чего ждал рынок, – написал в отчете Джонатан Грукок, аналитик Oriel Securities. – Сказались такие факторы, как ухудшение рыночной ситуации в Великобритании и Италии, а также усиление конкуренции в Германии”. Несмотря на ряд стратегических проблем, положение Vodafone дает поводы для оптимизма, полагает Саймон Уиден, аналитик Goldman Sachs. “Компания ставит четкие цели в области затрат, дивиденды растут”, – говорит Уиден. Vodafone пообещала увеличить дивиденды на 49%.

Арун Сарин, сменивший Джента в июле 2003 г., потратил на поглощения около $20 млрд. Но инвесторы все чаще высказывают недовольство стратегией Vodafone. Отчасти это вызвано замедлением роста бизнеса в развитых странах. Многие также считают, что Vodafone существенно переплачивает, покупая активы в развивающихся странах. Одна из последних таких сделок – приобретение второго по величине турецкого оператора Telsim за $4,55 млрд.

Вчера Сарин наметил основные направления стратегии Vodafone. В развитых странах он возлагает все большие надежды на внедрение новых сетей, позволяющих увеличить скорость обмена данными более чем в 100 раз и расширить ассортимент комплексных услуг, в которые помимо сотовой телефонии входит доступ в Интернет и интеграция беспроводной и фиксированной связи. Ожидается, что новые услуги через три-четыре года будут обеспечивать порядка 10% продаж Vodafone. (Использованы материалы FT.)