Дневниковая мания


Блоги становятся одним из любимых развлечений обитателей Рунета. Само название “блог” появилось как игра слов. Если в выражении web log (онлайн-дневник) просто передвинуть пробел на одну букву налево, получится утверждение we blog – “мы ведем “блог”. Romir Monitoring в мае изучал отношение к блогам российских пользователей Интернета. Компания опросила 1537 пользователей, которые заходят в Интернет не реже раза в месяц. По оценке Romir, эта выборка представляет российскую интернет-аудиторию, размер которой составил в I квартале 2006 г. 25 млн человек – 22% всего взрослого населения России.

Согласно майскому опросу Romir, всего за восемь месяцев в Рунете удвоилась доля пользователей, которые что-либо слышали о блогах. Речь идет о взрывном интересе к веб-дневникам, считает руководитель отдела онлайн-исследований Romir Анна Штейнгарт. По ее словам, тему блогов в последний год активно обсуждают российские СМИ и многие пользователи отказываются в пользу собственных блогов от ведения домашних страниц в Интернете. Развитию блогов также помог запуск собственного сервиса дневников на Мail.ru и поиска по всем блогам на “Яndex”, добавила Штейнгарт.

Сейчас 10% аудитории Рунета ведут свой блог и читают чужие, 21% – только читают чьи-либо дневники, а еще 1% – только ведут свой дневник и совершенно не интересуются чужими, как показал майский опрос Romir. Причем охотнее свои мысли дневникам доверяют именно женщины (13% опрошенных), а не мужчины (8%). Из тех, кто читает чужие дневники, 37% делают это реже раза в неделю, 31% – несколько раз в неделю, 14% – один раз в день, а 18% – несколько раз в день. Авторы дневников обновляют их не так активно – всего 6% пишут два раза в день или чаще, 10% оставляют по одной записи в день, 34% – несколько раз в неделю а 50% – раз в неделю или реже.

Самым популярным блог-сервисом в Рунете оказался американский Livejournal. По данным Romir, на просьбу назвать три самых известных службы онлайн-дневников читатели блогов назвали Livejournal (31%), российские www.liveinternet.ru (14%), blogs.mail.ru (11%), www.diary.ru (8%), www.dirty.ru (3%), www.blog.ru (2%) и www.voffka.com (1%).

По данным Livejournal, на сайте зарегистрировано 10 млн дневников, из них когда-либо обновлялось 7 млн, а какую-либо активность в системе проявляют владельцы почти 2 млн дневников. Россияне на сайте Livejounal зарегистрировали почти 300 000 блогов, больше только у американцев (около 3 млн). Сервис Livejournal особенно популярен среди 17–19-летних, большинство его пользователей составляют женщины, на них приходится 68% пользователей, указавших свой пол.

Президент агентства IMHO VI Арсен Ревазов оценивает долю рекламы на блог-сайтах в 3% всего рекламного трафика Рунета (по оценке ассоциации коммуникационных агентств России, в I квартале 2006 г. рекламодатели потратили на интернет-рекламу $22 млн). “Это ничтожно мало, – признает он, – но блоги – перспективная ниша, как и любой массовый контентный проект”. По его словам, особенно блоги удобны для целевой рекламы по темам дискуссии.

“У нас аудитория сопоставима с Livejournal, – рассказывает владелец www.liveinternet.ru Герман Клименко, – но наша аудитория более народная”. Он считает, что модель бесплатных блогов сейчас умерла – даже Livejournal начал размещать контекстную рекламу на сайтах. Клименко считает, что эффективность рекламы в блогах выше, чем на обычных сайтах, ведь люди сразу включаются в ее обсуждение. “Но если рекламируется что-то сомнительное, можно нарваться на негативную реакцию”, – предупреждает он.

Mail.ru запустил свой блог-сервис в ноябре 2005 г., когда все владельцы почтовых ящиков системы автоматически получили в распоряжение свой дневник. Гендиректор Mail.ru Дмитрий Гришин через пресс-службу рассказал “Ведомостям”, что пользователи почтового сервиса с энтузиазмом приняли новый проект – его аудитория выросла за полгода почти до 100 000 посетителей в день. Всего на блог-сервисе Mail.ru зарегистрировалось 416 000 человек. Гришин говорит, что на блогах можно зарабатывать с помощью баннерной и контекстной рекламы в тематических сообществах, а также предоставляя специальные платные услуги пользователям – например, расширенные возможности по дизайну страницы дневника.