Летите в НАТО сами


В Баку на совещании министров обороны СНГ министр обороны Украины Анатолий Гриценко заявил, что Россия скоро выйдет из проекта Ан-70, аннулировав межправительственное соглашение. Сергей Иванов подтвердил слова украинского коллеги, сообщив, что такое официальное заявление скоро последует. “Этот проект ведется по техническому заданию, составленному в 1984 г., и конца ему не видно”, – цитирует Иванова “Интерфакс”. Источник в Минобороны сообщил, что в государственной программе вооружений до 2015 г., которую в пятницу рассмотрит военно-промышленная комиссия, Ан-70 уже нет. Источник в ВВС напомнил “Ведомостям”, что главком ВВС Владимир Михайлов давно говорил о ненужности самолета, ссылаясь на ненадежность его двигателей и слишком большой вес. От Ан-70 военные СССР требовали возможности использовать укороченные грунтовые взлетные полосы в условиях, когда бетонные полосы уничтожены в ходе большой войны, а сейчас такие качества не требуются, уточняет источник.

Эксперт киевского Центра исследования армии, конверсии и разоружения Андрей Фещенко считает, что политические соображения в виде дрейфа Украины в НАТО являются важнейшей причиной выхода правительства России из проекта, но российские предприятия, участвующие в разработке Ан-70, продолжат работу на коммерческой основе: он будет им выгоден в случае начала продаж самолета. А по мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, желание Украины вступить в НАТО было лишь поводом. Реальной причиной является неконкурентоспособность Украины как партнера в сравнении с Индией, которая готова оплатить часть разработки совместно с Россией среднего военно-транспортного самолета MTA и закупить эти машины для своих ВВС, отмечает эксперт.

Партнером Индии по программе MTA является корпорация “Иркут”. “МТА изначально находился в другой нише и с Ан-70 не конкурировал, и самолет уже включен в госпрограмму вооружений, а в ближайшие полгода с Индией будет подписано межправительственное соглашение о разработке самолета. Таким образом, у MTA уже два заказчика, и мы видим его рынок до 2020 г. в объеме свыше 200 самолетов”, – говорит президент “Иркута” Олег Демченко.

Ан-70 не единственный российско-украинский военный проект, который Россия сворачивает, ссылаясь на движение Украины в НАТО, напоминает научный редактор журнала “Экспорт вооружений” Михаил Барабанов. В России осваивается производство вертолетных двигателей, которые должны заменить украинские моторы, разработаны или разрабатываются двигатели для замены украинских аналогов в крылатых ракетах и на кораблях, напоминает Барабанов. Хуже всего при этом приходится директорам украинской оборонки, которых “оранжевое” руководство Украины считает “пятой колонной” Москвы, а российские политики – агентами НАТО, констатирует эксперт.