У Telenor отнимают “Киевстар”


Вчера Altimo сообщила, что направила письмо членам совета директоров и аудиторского комитета Telenor, а также аудитору норвежской компании, Ernst & Young, с просьбой “учесть все изменения в корпоративном управлении ЗАО “Киевстар” при оценке возможности консолидации прибыли украинского оператора” в отчетности Telenor. Altimo напоминает, что “в корпоративном управлении “Киевстара” в 2005–2006 гг. произошли серьезные изменения”. В частности, в декабре 2005 г. Верховный суд Украины обязал акционеров “Киевстара” вписать в устав, что кандидатуру президента компании утверждают оба акционера, а не только Telenor, как прежде. А в апреле хозяйственный суд Киева признал недействительными соглашения, позволяющие Telenor рассчитывать на пять из девяти мест в совете директоров “Киевстара”.

“Ведомости” изучили копию письма Altimo к Telenor, членам ее совета и Ernst & Young. Его автор – председатель наблюдательного совета Altimo Андрей Косогов – пишет со ссылкой на заключение PricewaterhouseCoopers (PwC), что “ни один из акционеров не может полностью консолидировать показатели “Киевстара” в своей финансовой отчетности по стандартам US GAAP, поскольку никто из них не имеет контроля” над компанией. Представитель PwC Майк Дэвис от комментариев отказался. В прошлом году “Киевстар” обеспечил около 10% консолидированной выручки и 28,6% чистой прибыли Telenor.

“Мы ознакомились с письмом Altimo и пришли к выводу, что мнение экспертов PwC опирается в основном на решение хозяйственного суда Киева [лишающее Telenor большинства в совете директоров “Киевстара”], – рассказал “Ведомостям” глава Telenor в России Шелль Мортен Йонсен. – Но это решение нелегитимно – согласно арбитражной оговорке любые споры между акционерами надлежит решать в арбитраже Нью-Йорка”. “Оговорка предусмотрена соглашением, а оно признано недействительным”, – возражает вице-президент Altimo Кирилл Бабаев. Тем не менее согласно законодательству Нью-Йорка, по нормам которого составлено это соглашение, даже споры о действительности соглашения необходимо вести в нью-йоркском арбитраже, настаивает юрист, представляющий интересы норвежской компании. “После кризиса 1998 г. некоторые российские финансовые учреждения пытались уклониться от обязательств перед западными партнерами, ссылаясь на то, что договоры были подписаны не уполномоченными на это лицами. Но все они потерпели поражение в судах”, – вспоминает он.

Представитель министерства торговли и промышленности Норвегии (владеет 54% акций Telenor) Рейер Соберг отказался комментировать ситуацию. Получить комментарии в норвежском Ernst & Young не удалось.

Возможны случаи, когда компания, даже не владея контрольным пакетом, вправе консолидировать “дочку”, но бывает и наоборот – консолидация невозможна, хотя компания контролирует более 50% акций, отмечает партнер Deloitte Геннадий Камышников. “Для консолидации необходимо обладать не только 51% акций, но и контролем над управлением “дочки”, – уточняет адвокат Baker & McKenzie Юрий Воробьев. А устав “Киевстара” передает большинство ключевых вопросов в компетенцию совета директоров, указывает управляющий партнер юридической фирмы “Вегас-Лекс” Альберт Еганян.

Действия Altimo – в основном “пиар-акция, направленная на то, чтобы испортить имидж Telenor”, полагает аналитик Райффайзенбанка Александр Балахнин. По его мнению, россияне намеренно нагнетают нервозную обстановку, чтобы “стимулировать норвежцев смягчить позицию на переговорах по продаже “Киевстара” “Вымпелкому”. Telenor согласен на эту сделку лишь при условии, что Altimo подпишет договор, определяющий условия ее развода с норвежцами.