Lada по-китайски

Д. Гришкин

Как стало известно “Ведомостям”, в мае с предложением об организации сборки своих автомобилей к “АвтоВАЗу” обратился шанхайский автоконцерн SAIC. Два источника, близких к “АвтоВАЗу”, утверждают, что менеджмент завода не сказал китайцам ни да ни нет. От официальных комментариев в российском автоконцерне воздержались. С представителями SAIC связаться не удалось. Но руководитель Российско-китайского центра торгового сотрудничества Сергей Санакоев подтвердил, что SAIC действительно ищет пути выхода на российский рынок. По его словам, консультации на этот счет ведутся не только с “АвтоВАЗом”, но и с группой “Сок”. Пока обсуждаются общие параметры возможного сотрудничества – может ли сборка моделей SAIC быть организована на мощностях российских производителей или нужен новый завод, рассказывает Санакоев. В “Соке” это не комментируют.

Менеджмент “АвтоВАЗа” с февраля ищет иностранного партнера и ведет переговоры с Fiat, DaimlerChrysler и Renault. Французы готовы купить до 20% акций “АвтоВАЗа” взамен на совместные разработки новых машин и возможную организацию на “АвтоВАЗе” производства моделей Renault.

В отличие от тех, с кем пытается договориться “АвтоВАЗ”, SAIC не выпускает машины под собственным брендом. Зато китайцы умеют работать в партнерстве – у SAIC есть совместные предприятия с General Motors (выпускает модели Cadillac, Buick и Chevrolet Epica, Aveo, Sail, Lova, SRV) и Volkswagen (Santana, Passat, Polo, Gol и Touran). Компания владеет 49% акций корейской Ssang Yong, модели которой по лицензии в России выпускает “Северсталь-Авто”. А еще в 2004 г. шанхайский производитель едва не стал владельцем контрольного пакета акций английской компании Rover, которую британцы считают своим национальным достоянием. Сейчас у SAIC есть лицензия на выпуск под собственным брендом нескольких моделей Rover.

А в России, по словам Санакоева, SAIC может предложить собственную новую модель для сборки. И будущее, в котором россияне будут разъезжать по стране на китайских Lada, экспертам вовсе не кажется фантастическим. Когда-то так же смеялись над корейским автопромом, но сейчас Hyundai – самые продаваемые в России автомобили, напоминает аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко. “Возможно, сотрудничество с китайцами – последний шанс “АвтоВАЗа” закрепить свои позиции как производителя дешевых автомобилей”, – считает он. Правда, предпочтительно, чтобы это сотрудничество началось не прямо сейчас, думает эксперт. “Китайцам еще 2–3 года надо поработать над улучшением качества автомобилей и их надежностью, а после этого “АвтоВАЗу” имело бы смысл наладить с ними сотрудничество”, – согласен независимый эксперт авторынка Сергей Алексейчук.

Если SAIC договорится с “АвтоВАЗом” или “Соком”, продукция китайского автопрома буквально наводнит Россию. Китайская Chery уже начала сборку своих моделей в Калининграде на “Автоторе”, Great Wall хочет строить завод в Татарстане. Переговоры с “Автотором” о сборке своих моделей сейчас ведет и китайская Geely, рассказали “Ведомостям” два источника, близких к китайскому автоконцерну. Все три проекта будут использовать льготы особых экономических зон, а новосибирская “Чери Моторс” рассчитывает беспошлинно ввозить в страну комплектующие по постановлению о промсборке машин. Руководитель направления продаж китайских автомобилей компании “Инком-Авто” Алексей Сорокин считает, что Chery уже в этом году продаст в России 17 000 машин, а в 2007 г. Chery и Geely по силам преодолеть планку в 60 000–70 000 машин. Дальше они начнут отвоевывать рынок у корейцев и “АвтоВАЗа”, если он не договорится с другими китайцами, отмечает Сорокин. Но чиновники не верят, что “АвтоВАЗ” решится на такое. “Денег из инвестфонда под этот проект им не получить”, – утверждает чиновник правительства.