Немцы “умаслят” Европу


Немецкие компании Beo Obrigheim и Solido Projekt AG заявили о намерении построить в Нижегородской области завод по производству рапсового масла в начале 2005 г. Они подписали протокол, предполагающий создание совместного предприятия на территории России с участием Beo и российских инвесторов. Об этом рассказал “Ведомостям” Вальтер Шёпп, один из совладельцев компании Beo Obrigheim. Их поиск ведет сейчас нижегородская компания “Солидо Проект НН” (создана Solido Projekt AG и российскими частными лицами в феврале 2005 г.).

Заинтересованность в проекте возникла из-за активного перехода стран Европы на биодизельное топливо, пояснил менеджер “Солидо Проект НН”, пожелавший остаться неназванным. В частности, добавление 5% рапсового масла в дизельное топливо не требует переделки двигателя. Сейчас, по данным компании, в Европе стоимость рапсового масла составляет 500–550 евро за тонну.

Инвестиции в строительство завода модульного типа составят 15 млн евро, объем производства – 25 000 т рапсового масла в год, срок окупаемости завода – 8–10 лет. Если СП будет создано, то до 50% стоимости проекта готов финансировать Евросоюз, 20–25% – Beo (компания поставит маслоэкстракционный завод под ключ). Остальное – российские инвесторы. Предполагается, что на первом этапе масло будет отправляться через немецких участников проекта в страны Европы для производства биотоплива, чтобы обеспечить скорейшую окупаемость завода.

В компании рассчитывают, что строительство завода начнется до конца этого года. В мае представители Beo приезжали в Нижегородскую область для выбора участка и встречались с министром сельского хозяйства региона Леонидом Седовым, говорит Шёпп. Из трех предложенных делегации более всего понравился участок площадью 4 га на станции Ужовка Починковского района на юге области, где выше урожайность зерновых и есть хорошая транспортная развязка.

Седов подтвердил, что встречался с представителями Beo в мае. “Мы готовы оказать компании максимальную помощь при решении всех вопросов строительства завода по производству рапсового масла в Нижегородской области”, – сказал Седов.

Если проект будет удачен, мощности завода увеличатся вдвое, а затем начнется строительство еще двух заводов на юге области, продолжает менеджер. Solido ведет переговоры с другими немецкими компаниями об участии в этом проекте. Максимальный объем производства трех заводов – 150 000 т рапсового масла, общие инвестиции – около 90 млн евро. Для этих целей потребуется 450 000 т маслосемян в год, а площади посева должны составить 225 000 га. Кроме того, рассматривается вопрос строительства завода по производству биотоплива из шрота рапса мощностью до 25 000 т дизельного топлива в год. Его стоимость составит 43 млн евро, срок окупаемости – восемь лет.

К этому проекту готовы подключиться близлежащие районы области, уверяет менеджер “Солидо Проект НН”. В частности, сельхозпредприятие “Пушкинское” Большеболдинского района – как соорганизатор проекта и поставщик маслосемян рапса.

Директор департамента по связям с общественностью НМЖК Виктор Лысов говорит, что комбинат не исключает своего участия в проекте с немцами. “Особенно активен интерес к рапсовому маслу со стороны Европы, где увеличивается спрос на топливо из него”, – говорит Лысов. У НМЖК есть маслоэкстракционный Шуйский завод в Ивановской области, где производится подсолнечное и рапсовое масло, которое идет в том числе и на экспорт в страны Прибалтики. По словам Лысова, Шуйский завод готов перерабатывать в 10 раз больше рапса, поэтому НМЖК подал свои предложения в правительство области по участию в программе посевов рапса. В частности, комбинат готов гарантировать закупки рапса.

Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько говорит, что поставка рапсового масла в Европу – перспективный проект. За последние два года цена масла на рынке Европы значительно возросла. Для России, считает Рылько, использование биотоплива из рапсового масла пока не актуально: обычное топливо, сделанное из отечественной дешевой нефти, гораздо дешевле биодизеля.