Подшипник за околицей


Руководство “СПЗ-Групп” намерено сконцентрировать активы группы на территории Самарского подшипникового завода на окраине Самары для “повышения управляемости и сокращения логистических цепочек”, рассказал “Ведомостям” президент и основной владелец группы Александр Швидак. Для этого, по словам Швидака, территорию площадью 30 га в центре города, на которой располагается производство СПЗ-4, нужно продать, а все производственные мощности перенести на территорию СПЗ (бывший СПЗ-9). Все рабочие места при этом будут сохранены, отмечает Швидак. Сейчас разработкой проекта переноса производства занимается международная консалтинговая компания, с которой 25 мая был заключен договор, но назвать компанию Швидак отказался. Сроков реструктуризации, а также сумму, которую “СПЗ-Групп” хочет получить за этот участок, в компании до результатов оценки проекта не называют.

Перенести производство на “девятку” можно было уже давно, считает председатель совета директоров самарского Завода авиационных подшипников Александр Богусонов, бывший гендиректор СПК “Шар”, которая ранее занимала территорию СПЗ-4. По его словам, перевозка оборудования на СПЗ обойдется компании меньше чем в $1 млн, а рентабельность производства от этого вырастет. “На СПЗ-4 не очень компактное расположение корпусов, относительно старые коммуникации, высокий налог на землю”, – говорит он. Кроме того, вырученные от продажи территории средства можно направить на развитие. Желающих купить эти активы будет много – самарские и московские компании, занимающиеся коммерческой недвижимостью, считает Богусонов.

Девелоперы давно мечтают раскупить участок СПЗ-4 и обсуждают намерение о продаже этого актива уже несколько месяцев. По словам вице-президента RBE Андрея Маликова, очень низка вероятность того, что вся территория будет продана в одни руки. Скорее всего, предположил он, она будет распродана частями по 5–10 га. “Если территория попадет в руки разных собственников, то при отсутствии генплана велика вероятность, что земля будет застроена хаотично, без соблюдения норм и правил создания современной городской инфраструктуры”, – опасается Маликов. Он убежден, что этот объект не пригоден для возведения жилого квартала. “Это место уже зарекомендовало себя как офисно-деловой центр города – так и надо его развивать, параллельно создавая торгово-развлекательные комплексы”, – уверен он. Сама группа RBE готова приобрести 4–8 га по цене $20 000–30 000 за сотку. Маликов считает, что “наивыгоднейшей” характеристикой зоны СПЗ-4 является ее месторасположение – “как Красная площадь в Москве”.

С Маликовым соглашается и главный аналитик УК “Молл-Менеджмент” Дмитрий Баранов, который также считает территорию СПЗ-4 привлекательной для девелоперского проекта. Баранов называет будущую продажу СПЗ-4 “крупнейшей сделкой с недвижимостью в Самарской области в ближайшее десятилетие”. Он считает, что на этом месте можно построить полнофункциональный жилой квартал с гостиницей, деловым центром, серией торговых и развлекательных комплексов, с подземными стоянками, разветвленной дорожной сетью. “Будет очень грустно, если придут несколько собственников и разобьют этот массив”, – сокрушается аналитик.

Валентин Лобанов, руководитель самарского представительства Российской коллегии оценщиков, полагает, что СПЗ будет выгоднее продать по частям. По его словам, стоимость всего участка при такой реализации может составить около $30 млн, а одним лотом – раза в 1,5 меньше. Административные здания можно продать по $500 за 1 кв. м, а производственные корпуса – по $200 за 1 кв. м. Он напомнил, что для предпродажной подготовки участка необходимо провести демонтаж и вывоз оборудования, отходов, а возможно, даже снять поверхностный земельный слой и провести рекультивацию почвы. “На цену повлияет состояние коммуникаций”, – уточнил он. Лобанов считает, что у объекта есть проблемы с подъездными путями – вокруг этого района постоянно образуются большие пробки, поэтому необходимо будет вписать участок в единый план застройки города.