В Европу – со своим биотопливом


В марте тепловоз, заправленный чистым рапсовым маслом, провез два вагона от железнодорожной станции Строитель до Белгорода. Так начала использовать биотопливо компания “Интеко-агро”. Но более перспективным считается использование биотоплива в смеси с традиционными бензином или дизелем. Первый завод по производству “зеленого бензина” в СНГ, по данным Российской биотопливной ассоциации, через месяц откроется в Казахстане.

Но российские проекты обещают взять числом. В Волгоградской области готовится построить завод по производству биоэтанола местная группа “Випойл” (консультант – PricewaterhouseCoopers). По данным PwC, проект обойдется примерно в $500 млн, завершить строительство планируется к 2008 г. На осень 2006 г. запланировала начало строительства в Омске завода по выпуску биоэтанола группа компаний “Титан”. Директор группы Юрий Сутягинский уточнил, что мощность завода составит не меньше 150 000 т этанола в год, инвестиции – 150 млн евро. В Томске производством биоэтанола собирается заняться спиртзавод “Экстрасиб”. По словам гендиректора завода Виктора Савенко, промышленный выпуск до 15 000 т биоэтанола в год планируется начать уже в декабре 2006 г.

Потенциальные производители биодизеля пока выглядят скромнее. Ростовский агрохолдинг “Юг Руси”, как заявлял его совладелец Сергей Кислов, собирается построить свой завод мощностью около 100 000 т в Германии, Словении или Франции, вложив 12–20 млн евро. К концу года планирует выбрать исполнителя проекта строительства своего завода (вместе с тремя МЭЗами проект оценивается в 100 млн евро) администрация Нижегородской области. О начале строительства завода по производству биодизеля в начале года объявила и администрация Краснодарского края. Объем переработки должен составить 50 000 т рапса, а инвестиции оцениваются в 15 млн евро. Технологически производить биодизель можно хоть из отработанного фритюра в обычной бочке, объясняет небольшие инвестиции Алексей Аблаев, директор по развитию рынков биотехнологической компании Genencor.

Правда, сырья для биотоплива в России пока маловато. В этом году российские аграрии могут собрать рекордные 450 000 т, подсчитывает Андрей Сизов из аналитического центра “СовЭкон”. К 2010 г. производство рапса может перевалить за 1 млн т, полагает он. Правда, пока за этим урожаем выстраиваются в очередь маслоэкстракционные заводы, производящие пищевое масло, замечает он. С сырьем для производства биоэтанола, зерном, проблем меньше. “В России существует избыток производства зерна, который может быть переработан в топливо”, – пишут эксперты PwC.

Но российские потребители ездить на более экологичном топливе станут, похоже, не скоро. “Все заводы, о которых уже объявлено, в первую очередь ориентируются на экспорт”, – говорит Аблаев. Европейская программа внедрения биоэтанола предусматривает, что к 2010 г. все продаваемые в ЕС бензины должны содержать 5,75% биоэтанола. О Европе говорят и будущие хозяева российских заводов. Экспорт биоэтанола может принести неплохую прибыль: cредняя цена на биотопливо в Европе сейчас – 620 евро за куб. м, говорит Грэм Микс, глава топливного отдела Ассоциации производителей возобновляемой энергии (Великобритания). Бразильцы поставляют биотопливо в Европу примерно по 540 евро за куб. м. А российский биоэтанол может стоить с учетом транспортировки 300 евро, добавляет Аблаев. “Российским производителям место на европейском рынке точно найдется”, – считает Микс.

Внутри же России внедрение биотоплива сдерживают налоги и запасы нефти. “У нас много нефти, так что проблема [альтернативного топлива] пока не стоит и власти к таким инновациям относятся холодно”, – говорит замгендиректора ВНИИ по переработке нефти Александр Данилов. Еще в 2002 г. был утвержден ГОСТ, разрешивший изготавливать бензины с добавлением спирта, но акциз на такое топливо равен акцизу на алкогольную продукцию и делает производство топливного этанола невыгодным, объясняет он. В технических описаниях поставляемых в Россию автомобилей нет указаний на возможность использования “зеленого топлива”, говорит представитель одного из крупных автоконцернов, попросивший об анонимности. “Для нас пока гораздо актуальнее проблема качества даже традиционного дизтоплива”, – сокрушается он. Зато “в перспективе” готовы перейти на биотопливо на небольших отрезках пути российские железнодорожники, говорит представитель ОАО “РЖД”. (Над текстом работали Вера Сурженко, Оксана Лебедева, Петр Пинтусов, Анатолий Темкин, Екатерина Чичурина.)