Две палаты прикроют мэров


В последний месяц реформа МСУ оказалась в центре внутриполитических дискуссий. На прошлой неделе “Единая Россия” учредила профсоюз муниципалитетов, в Госдуме обсуждают законопроект об ограничении полномочий мэров, а в связи с арестом мэра Волгограда Евгения Ищенко губернаторы заговорили о необходимости перейти к назначению градоначальников. Скорректировать реформу МСУ предлагает и Общественная палата (ОП), совет которой обсуждал ситуацию в минувшую пятницу. В распоряжении “Ведомостей” оказался проект рекомендаций, которые комиссия ОП по вопросам регионального развития и МСУ собирается направить в Госдуму и правительство. Общественники советуют Думе отрегулировать порядок компенсации региональных и местных бюджетов, принять закон о госгарантиях жизнеобеспечения городов и поселений, а также базовые законы по ЖКХ, четко разграничить собственность и полномочия между регионами и муниципальными образованиями (МО) и перевести транспортный налог в разряд местных. Правительству рекомендовано заняться финансовым оздоровлением ЖКХ, пересчитать расходные обязательства МО, увеличить долю средств на капитальные расходы местных бюджетов и закрепить за ними доходные источники. Минрегионразвития, по мнению ОП, должно разработать федеральную целевую программу “Сбережения малых городов России”, а МЭРТ и Минфин – пересмотреть ход реализации нацпроектов, компенсировать недофинансирование и погасить задолженности.

“В законе [о МСУ] есть ряд позитивных элементов, но он не технологичен”, – считает председатель комиссии ОП по вопросам регионального развития и МСУ Вячеслав Глазычев. По его мнению, основные проблемы муниципалитетов – кадровый голод, отсутствие финансов, нивелирование различий между городами и поселками, невнимание к региональной специфике, скандальный передел собственности. Полномочий много, средств на их реализацию мало, и даже выделяемые из бюджета деньги переводятся так поздно, что муниципалитеты не успевают их освоить. Вместо того чтобы решить вопрос остаточного финансирования, власти пытаются урезать полномочия МО, говорит он. По словам Глазычева, идет сопротивление региональных и районных элит, которые хотят сохранить тотальный контроль, и закон это позволяет. В результате на порядок увеличилась мозаичность страны.

“Архикритичной” назвал ситуацию и присутствовавший на совете ОП аудитор СП Сергей Рябухин. По его словам, в СП сейчас готовится аналитическая записка президенту. На 2006 г. СП выявила нехватку минимум 310 млрд руб. на реализацию закона о МСУ, но “Минфин не признал эти цифры, поэтому до сих пор средств не заложено”, говорит Рябухин. По данным СП, дефицит муниципальных бюджетов составляет 9,5 млрд руб., их кредиторская задолженность – 36 млрд руб. и 5 млрд руб. – долг по коммунальным услугам. По словам Рябухина, доходными являются лишь 2% МО.

Реформированию МСУ будет посвящено сентябрьское пленарное заседание ОП с участием представителей всех ветвей власти. “В Думе у нас есть союзники, включая и профильный комитет, – говорит Глазычев, – но тут особенно важен экономический блок”. Реформа МСУ противоречит нынешней политике межбюджетных отношений, считает Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем: “Основной постулат реформы МСУ – разграничить полномочия между уровнями власти и каждому дать источники доходов, достаточные для исполнения полномочий. Но логика нашей межбюджетной системы уже несколько лет связана с последовательной централизацией”. Активное муссирование этой темы эксперт объясняет наступлением периода бюджетного планирования: на следующей неделе правительство определит параметры бюджетной политики.