Ненужный резерв


Руководитель Росрезерва Александр Григорьев в минувшую пятницу предложил создать государственный резерв сырой нефти и газа. Поначалу запас нефти можно ограничить 5 млн т, а затем увеличить, “чтобы этим резервом государство могло влиять на рынок”, цитирует Григорьева “Интерфакс”. Запасы сырья помогут сбивать цены, уверен советник Григорьева Сергей Бушуев: “Если, например, перед посевной цены на нефть резко пойдут вверх, государство выбросит на рынок дополнительные объемы топлива, и оно не подорожает”.

О госрезерве нефти чиновники задумались в январе 2002 г., когда нефтяники сократили экспорт, чтобы помочь ОПЕК повысить мировые цены. Но о том, кто будет строить и обслуживать систему для хранения нефти, договориться не удалось. Минпромэнерго анализировало возможность создать госрезерв на базе хранилищ “Транснефти”, но резервуарного парка госкомпании едва хватает для собственных нужд.

Необходимый для стабилизации цен объем запасов независимый аналитик Сергей Суверов оценивает в 10 млн т нефти и порядка 14 млрд куб. м газа. По мнению президента Российского союза нефтегазопромышленников Геннадия Шмаля, резервы должны быть больше – 70 млрд куб. м газа и 12 млн т нефти. Дешевле всего для государства было бы хранить госрезерв непосредственно у производителей, отмечает Шмаль. Правда, их емкость недостаточна, считает он: имеющиеся хранилища газа вмещают до 45 млрд куб. м. По расчетам президента Союза независимых производителей газа Виктора Баранова, строительство мощностей для хранения 0,5 куб. м газа обойдется в $200 млн. С нефтью проще: нужно, как в США, не добывать часть разведанных запасов, которые просто извлечь, говорит Шмаль.

Обычно резерв сырья создают страны, которым собственного производства не хватает для потребления. Россия экспортирует больше половины добытой нефти и немногим более четверти газа. Из добытых в 2005 г. 469,6 млн т нефти внутри страны реализовано и переработано было 207,4 млн т (44,2%), а из добытых 638,3 млрд куб. м газа – 340,8 млрд куб. м (72,6%). Стратегический нефтяной резерв США (688 млн барр.) был создан в 1975 г. как средство страховки американской экономики от нефтяных шоков, напоминает аналитик Energy Intelligence Аксель Буш. До 1999 г. США закупали нефть в резерв на открытом рынке, а с этого времени компании рассчитываются с правительством нефтью в обмен на право разработки скважин в Мексиканском заливе. Увлекается накоплением резервов Китай: в 2006 г. он собирается закачать в нефтехранилища 4,5–5 млрд т стратегического сырья, еще Китай планирует создать запасы меди, урана, алюминия и марганца. Запасы создаются на случай непредвиденного сбоя в поставках. Такой резерв можно создать и у нас – на случай остановки работы нефтяников и газовиков из-за сильных морозов, говорит Суверов.

Но у чиновников цель другая – избежать колебаний цен. Достичь этого можно, только если государство будет агрессивно скупать нефть в резерв на рынке, говорит Буш. Но дополнительный спрос государства может увеличить цены на 10%, возражает Суверов.

Резервы нужны импортерам, чтобы гарантировать себя от политических, экономических, ценовых или климатических катаклизмов, говорит аналитик UBS Каха Кикнавелидзе. “У вас сырая нефть есть под землей, вся страна – это один большой резерв”, – соглашается Буш, тоже полагающий, что нужды в резерве у России нет.