Скромные заемщики


Согласно закону о кредитных историях банки вправе запрашивать и передавать в бюро кредитных историй (БКИ) информацию не только о гражданах, но и о корпоративных заемщиках. По словам замдиректора департамента лицензирования Банка России Елены Музыки, из общего числа титульных частей кредитных историй, находящихся в Центральном каталоге кредитных историй в ЦБ, на юрлиц приходится около 26 000 сообщений, или 1% от общего количества записей. Странно, что корпоративные заемщики отказываются от предоставления сведений БКИ, удивляется замначальника управления ФСФР Алексей Волков. Ведь кредитная история – актив для малого бизнеса, считает он.

В заявлениях на кредит для предприятий малого и среднего бизнеса имеется графа, в которой заемщик может изъявить согласие на передачу информации о нем в БКИ, рассказывает начальник департамента кредитования малого и среднего бизнеса МДМ-банка Винченцо Трани. Но пока заемщики не обращались с просьбой дать БКИ информацию, объясняет начальник управления Инвестсбербанка Ольга Емельянова. Решение о предоставлении сведений БКИ не влияет на условия кредитования, поскольку риск остается неизменным, добавляет зампред правления банка “Абсолют” Олег Дмитриенко.

Сегодня решение о предоставлении кредита выносится исходя из анализа собственной информации банка и сведений, предоставленных заемщиком, объясняет старший вице-президент Бинбанка Сергей Горащенко. Со временем, когда БКИ смогут накопить большой объем информации и банки действительно смогут на нее опираться, подобное нежелание юрлица может стать причиной отказа в кредите или по крайней мере насторожит банк, заключает Горащенко.

В самих же кредитных бюро считают, что банки попросту не хотят делиться информацией о своих клиентах. Как правило, банк кредитует уже давно проверенных клиентов, которым доверяет и которых по понятной причине не хочет терять, уверен руководитель одного из БКИ. Банку незачем делать историю своего клиента достоянием “системы обмена информацией о заемщиках”, поскольку он заинтересован в его сохранении, подтверждает глава Объединенного бюро кредитных историй Татьяна Иванова.

Скорого изменения ситуации эксперты не ждут. Когда кредитные бюро накопят более или менее достаточные массивы информации по физическим лицам, их взоры обратятся на корпоративных заемщиков, прежде всего на малый и средний бизнес, считает Волков. Но и у таких компаний появляются стимулы накапливать свою кредитную историю. “Чтобы взять кредит всего лишь в 2 млн руб., пришлось почти три месяца заполнять огромную таблицу кредитной истории фирмы, запрошенную банком”, – вспоминает гендиректор рекламного агентства Alexv Алексей Волохов.