УРОКИ ЭКОНОМИКИ: Страна благополучия


Заявление лидера британских консерваторов Дэвида Кэмерона о том, что будущее правительство должно сосредоточиться на росте общего уровня благополучия, а не на увеличении ВВП, вызвало неоднозначную реакцию. Молодой политик ухватился за модную тему, но не во всем разобрался. Вот несколько советов Кэмерону для его следующих речей.

Важная тема – улучшение сбалансированности работы и жизни. Когда работы слишком много, человек не успевает жить. Возможность без проблем находить работу, когда она нужна, – столь же важный фактор благополучия. Европа предпочитает работать меньше, чем США. Трудовая неделя короче, выходных больше, а на пенсию выходят раньше. Предпочитая отдых зарабатыванию материальных благ, европейцы ставят благополучие семьи выше экономического роста.

Уровень благополучия повышается, если работа приносит удовольствие. А происходит это, если работник гордится тем, чем занимается, и обладает достаточной самостоятельностью. Прежнее правительство консерваторов, поощрявшее убеждение, что ценность каждого занятия определяется заработком, преуспело в ослаблении чувства гордости. Нынешнее лейбористское правительство, делая акцент на достижении целевых показателей и централизованном мониторинге, немало сделало для ослабления самостоятельности.

Самостоятельность – чувство, что человек властен над своей жизнью, – ключевой компонент благополучия. Человек испытывает подлинное удовольствие, когда достигает тех трудных целей, которые себе наметил. Не надо путать эту свободу с потребительской свободой – возможностью выбрать один из 50 видов шампуня.

Нужно подчеркнуть, что экономический рост в развитых странах основан преимущественно на качестве, а не количестве потребляемого. Как только базовые потребности в еде, одежде и жилье удовлетворены, “становиться богаче” означает не “больше еды, одежды и квартир”, а “еду, одежду и жилье лучшего качества”. Вот почему ожирение – бич скорее бедных, чем богатых.

Экономическая и физическая безопасность – еще один важнейший компонент благополучия. Люди постоянно твердят, что современная экономика больше не может позволить себе обеспечивать тот уровень экономической безопасности, к которому многие привыкли. Это опасный вздор. Глобализация несет обширные выгоды и для мировой экономики в целом, и для отдельных стран. При правильном управлении процессом глобализации те, кто выигрывает благодаря ему, должны компенсировать потери проигрывающим. Без этой готовности делиться мы рискуем не только получить всплеск протекционизма, но и утратить социальное единство. Обе эти проблемы сейчас очевидны.

После 10 лет у власти новые лейбористы все еще пытаются как-то примириться с капитализмом. Сейчас набирает силу и влияние фракция старых лейбористов, все еще верящих в то, что выход из экономических и социальных проблем лежит в централизованном управлении и политическом контроле. В безоговорочной приверженности Кэмерона рыночной экономике сомнений нет. Хотелось бы верить, что он лучше других британских политиков способен объяснить людям, как рыночные силы действуют в социальном контексте. Если он сможет это сделать, то определит экономическую и политическую повестку дня Европы на поколение вперед. (FT, 29.05.2006, Антон Осипов)