Apple в кубе


Недавно открывшийся круглосуточный подземный торгцентр Apple расположен на одной из самых дорогих улиц Нью-Йорка, напротив пафосного отеля Plaza. Прохожих поражает вход в магазин – величественный стеклянный куб, похожий по стилю на знаменитую пирамиду перед парижским Лувром. Этот дизайнерский изыск – идея Стива Джобса, генерального директора компьютерной корпорации. Программа развития розницы Apple находится под его постоянным контролем. И с каждым годом корпорация получает от нее все большую отдачу. В 2005 финансовом году, завершившемся для Apple 24 сентября, компания получила от своих розничных магазинов выручку в $2,35 млрд, что составляет 17% от ее годового объема продаж. При этом еще три года назад оборот сети составлял всего $621 млн. Новый магазин в Нью-Йорке станет для Apple уже 147-м – остальные разбросаны по территории США, Канады, Японии и Великобритании. “По сравнению с традиционной динамикой развития розничных сетей эти цифры просто поражают”, – признает Чарли Вулф, аналитик из Needham & Co.

До сих пор немногие компьютерные компании могут похвастаться успешной фирменной розницей. Одной из крупнейших неудач на этом поприще стало закрытие в апреле 2004 г. корпорацией Gateway 188 собственных магазинов, открытых за несколько лет до того, в период бурного роста электронной розницы.

Когда Apple пять лет назад открыла свои первые магазины, многие эксперты предрекали крах и ее начинанию. Однако руководство корпорации объясняло: Apple создает собственную сеть, потому что профессиональные ритейлеры не способны достойно продвигать компьютеры Macintosh. Эти устройства часто терялись на фоне других ПК, использующих более распространенную операционную систему Windows. Для разработки стратегии выхода на розничный рынок Apple наняла опытного специалиста, Рона Джонсона, ранее работавшего с корпорацией Target – одной из крупнейших сетей супермаркетов в США.

Сейчас и аналитики, и потребители признают, что успех магазинам Apple обеспечила в первую очередь компетентность персонала – продавцы в совершенстве разбираются в продуктах компании. Удачной находкой также оказалась так называемая “стойка гениев” – место, где специалисты помогают покупателям компьютеров Macintosh и плейеров iPod справляться с техническими проблемами, причем во многих случаях бесплатно. Регулярно Apple проводит в своих магазинах семинары и мастер-классы по самым разным аспектам работы с Macintosh – от редактирования музыки до монтажа видеофильмов. Кроме того, магазинам Apple помогла и необычайная популярность плейера iPod – мультимедийного бестселлера компании. Аналитики считают, что собственная розничная сеть обеспечивает для Apple мощный канал дистрибуции, с помощью которого она может выходить на новые рынки, например сотовой телефонии и бытовой электроники.

Но многих партнеров Apple эти успехи не радуют. Они не раз обвиняли корпорацию в дискриминации других оптовиков и ритейлеров. Одной из главных претензий было то, что новые модели плейеров iPod в фирменных магазинах Apple появлялись сразу после премьеры и в достаточных количествах, тогда как другим розничным сетям мало что перепадало и они страдали от упреков разгневанных покупателей, не сумевших купить новинку. В период с 2002 по 2006 г. торговые компании даже несколько раз подавали на Apple в суд, обвиняя корпорацию в недобросовестной конкуренции. “Она просто убивает нас”, – жалуется Дэвид Эш, президент одного из дилеров Apple, компании MacSolutions. Корпорация Джобса решительно отрицает свою вину и отстаивает в суде право продавать собственный товар по своим правилам. (WSJ, 17.05.2006, Александр Силонов)