“АвтоВАЗ” вновь реформирует сбыт


После того как на “АвтоВАЗ” пришел новый менеджмент, систему сбыта завода стало трясти. Руководство начало с кадровых перестановок, уволив менеджеров сбыта, имевших отношение к группе “Сок”, а в марте с “АвтоВАЗа” ушел вице-президент по сбыту Владимир Кучай. В результате “дочка” “АвтоВАЗа” – компания “Элекс-Полюс” получила сначала 5000 автомобилей для продажи в апреле, а затем 20 000 машин – около трети всего объема продаж завода в мае. Тогда же руководство завода объявило о создании в Москве торгового дома, который должен будет контролировать весь сбыт автомобилей.

Как сообщил “Ведомостям” источник, близкий к “АвтоВАЗу”, торговый дом уже запросил у завода квоты на июль для московских дилеров в размере 12 000 автомобилей. А топ-менеджер одного из московских дилеров рассказал, что 5 июня московское представительство направило официальное письмо на имя отвечающего за сбыт Алексея Борисоглебского, в котором 12 000 квот распределены в соответствии с продажной способностью автосалонов дилеров. По его словам, “Автомир” получил квоту на 1740 машин, “Инком-Авто” – 1650, “Элекс-Полюс” – 1200, “Лада-Фаворит” – 1050, “АвтоВАЗ-Люблино” – 1100, “Химки-АвтоВАЗ” – 100, “Чехов-Лада” – 400.

Источник на заводе рассказал “Ведомостям”, что письмо было подписано директором московского представительства “АвтоВАЗа” Юрием Артяковым – братом председателя совета директоров предприятия, заместителя гендиректора “Рособоронэкспорта” Владимира Артякова. “Скорее всего, Артяков возглавит торговый дом, но сейчас распределением квот и проверкой дилеров занимается представительство завода в Москве”, – говорит собеседник “Ведомостей”. По его словам, квоты, запрошенные московским представительством, должны быть утверждены до 15 июня.

Пресс-секретарь председателя совета директоров “АвтоВАЗа” Иван Скрыльник подтвердил информацию о новом порядке распределения квот между московскими дилерами. “Руководство “АвтоВАЗа” ведет работу по повышению прозрачности дилерской сети и недопущению на рынок серых дилеров”, – отметил он. По словам Скрыльника, эта политика отрабатывается в московском регионе, где распределение квот поручено московскому представительству. “Теперь только авторизованные дилеры могут получать квоты, причем на плановой основе”, – подчеркивает он.

Управляющий партнер компании “Маркетинговые и инвестиционные проекты” Владислав Цветков отмечает, что московский регион – самый важный для “АвтоВАЗа”. Здесь продается до 20% его автомобилей. По оценке одного из дилеров, в Москве продается в среднем 10 000–15 000 автомобилей в месяц. Пик спроса приходится на март, когда продается до 18 000–20 000 машин, спад – в ноябре (меньше 10 000).

Квота в 12 000 машин на Москву обрадовала столичных дилеров. “Это первый результат работы московского представительства, – говорит один из них, – и этот результат мне нравится”. По его словам, “АвтоВАЗ” с начала года проверял объем продаж и пропускную способность автосалонов своих дилеров.

Раньше регулярных квот на поставку автомобилей у дилеров не было. “Мы брали максимально возможное количество автомобилей напрямую у завода, используя все возможные каналы”, – говорит один из торговцев вазовскими автомобилями. Недостающие машины дилерам приходилось брать у серых дилеров, имеющих квоты, но не располагающих своими автосалонами, добавляет другой дилер.