БАНКИ И ФИНАНСЫ: Долгая дорога на биржу


В прошлом году публичные размещения провели 13 российских компаний, которым удалось привлечь $4,5 млрд. В 2004 г. пять компаний получили $620 млн. В феврале руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин заявил, что в 2006 г. российские компании могут получить в результате размещений примерно $20 млрд. Выйти на биржу в этом году планируют, по данным Deutsche UFG, 25 российских компаний. В числе компаний, которые вышли на биржу, нет пока ни одного банка. Пионерами банковских IPO могут стать Росбанк, который запланировал размещение 20% акций на это лето, и ВТБ, который собирается продать 15–20% акций на российской и западной биржах в конце этого – начале следующего года.

Петербургские банки на биржу не торопятся. Инвестбанк “КИТ Финанс” рассматривает возможность провести IPO в 2008 г., когда его капитализация достигнет $1 млрд, говорит директор департамента по внешним связям “КИТ Финанса” Вадим Бараусов. Параллельно рассматриваются возможности привлечения стратегического или финансового инвестора, добавляет он.

Петербургские компании, объявившие в прошлом году о планах провести IPO, впоследствии перенесли их. Управляющая компания “Арсагера” собиралась выйти на биржу в начале 2006 г., однако потом передвинула IPO на осень. Гендиректор “Арсагеры” Андрей Белявский считает, что полугодовая отсрочка позволит повысить объем привлеченных средств со 112 млн руб. до 140–150 млн руб. Компания, уставный капитал которой составляет 120,01 млн руб., намерена предложить инвесторам 100 млн акций номиналом 1 руб. Стоимость акции вырастет в результате увеличения капитала клиентов в доверительном управлении УК, а также роста клиентской базы, говорит гендиректор.

Международный банк Санкт-Петербурга (МБСП), ранее также заявлявший о планах IPO, возможно, не успеет реализовать их в этом году. Президент банка Сергей Бажанов не исключает, что размещение будет перенесено на начало следующего года. Его параметры еще не определены, однако Бажанов уверенно говорит о том, что размещение пройдет на западной бирже. В пресс-службе МБСП перенос сроков объяснили решением улучшить кредитную историю за рубежом.

Петербургский социально-коммерческий банк отложил IPO с 2006–2007 гг. до 2010 г. Это произошло после переоценки возможностей банка, объясняет председатель совета директоров ПСКБ Владимир Прибыткин. Для IPO банк должен быть больше, нужно быть и более публичным, признает он. Прибыткин не исключает, что со временем у ПСКБ появится иностранный акционер, который “поможет разместиться на Западе”.

Перенесла сроки IPO и компания “Талион”, зарегистрировавшая в ноябре прошлого года допэмиссию на 70 млн акций номиналом 1 руб. для размещения на ММВБ. Финансовый директор “Талиона” Борис Казаков утверждает, что запланированное на январь IPO отложили в надежде привлечь больше чем $20 млн, на которые в компании рассчитывали с самого начала. “Талион”, которому принадлежит одноименное казино и два отеля, намерен предложить инвесторам 10,45% акций.

Проведение IPO требует значительных затрат средств и времени, не исключено, что компании просто не успели подготовиться, считают аналитики. “Возможно, эмитенты, заявлявшие о намерении выйти на рынок в 2006 г., пока не завершили все необходимые предварительные процедуры по раскрытию информации”, – говорит аналитик департамента анализа рынка акций инвестбанка “КИТ Финанс” Мария Кальварская. По ее мнению, не все готовы раскрыть информацию в полном объеме, необходимом для выхода на рынок через IPO.

Казаков считает, что стоимость IPO может составлять 5–9% в зависимости от биржи. “На западной бирже размещение может быть дороже российского в полтора раза”, – уточняет он. По мнению Белявского, размещение акций на российской бирже обойдется в 3,5–6% от общего объема, а на западной – 3–10%.

Гендиректор компании Advanced Research Светлана Пальянова оценивает стоимость размещения на Западе примерно в 7%, а на российских биржах – 1,5–2% от объема привлеченных средств. С этой оценкой согласен директор по Северо-Западному округу Городского ипотечного банка Игорь Жигунов. “Далеко не каждая компания может себе это позволить”, – констатирует он.

Для выхода на западную биржу есть и другие ограничения. Белявский из “Арсагеры” уверен, что проводить IPO на Западе имеет смысл при капитализации от $50 млн. Аналитики считают, что не стоит размещать на международной бирже акции меньше чем на $200 млн. Масштабы петербургских компаний, собравшихся на биржу, скромнее. Активы МБСП – 15,221 млрд руб., ПСКБ входит в третью сотню российских банков в рейтинге “Интерфакс-ЦЭА” по активам и собственному капиталу (на 1 января 2006 г. – 3,577 млрд руб. и 511,8 млн руб. соответственно).

“Для многих владельцев средних и мелких банков сегодня существует не менее выгодная, чем IPO, и гораздо менее затратная возможность повысить капитализацию, продав бизнес стратегическому инвестору”, – говорит руководитель дирекции обслуживания и финансирования корпоративных клиентов “Райффайзенбанка Австрия” Павел Гурин.

Продажа пакета стратегическому инвестору может усложнить процесс принятия решений, предостерегает Кальварская “После проведения IPO у банка появляются миноритарные акционеры, а стратегический инвестор стремится влиять на принятие решений”, – говорит она. Иностранные инвесторы из-за высоких рисков не торопятся приобретать банки в России, добавляет аналитик.

Альтернативой IPO для российских банков может, по словам Кальварской, стать привлечение заемных средств, в частности кредитов, выпуск облигаций, а также проведение допэмиссии в пользу существующих акционеров. “При проведении IPO средства банку достаются практически бесплатно, не считая издержек на организацию. Займы и кредиты обходятся дороже, но и требования к раскрытию информации в таких случаях менее строгие”, – говорит она. Расходы на размещение облигаций Кальварская оценивает примерно в 2% от объема размещения плюс расходы на обслуживание долга, а выпуск акций – от 7% до 30% в зависимости от объема эмиссии.

Предправления “Абсолют Банка” Николай Сидоров одной из альтернатив IPO тоже называет привлечение иностранных инвестиций в капитал. “Для этого необходима позитивная история аудита, прозрачность и наличие внушительной клиентской базы с розничной составляющей”, – добавляет он. Пальянова из Advanced Research считает, что даже объявление об отложенном впоследствии IPO может повысить интерес инвесторов к банку. “Это грамотный PR-ход – заявить о своих планах. Банк демонстрирует, что готов строить цивилизованные отношения с инвесторами”, – уверена она. Все, кто собирался на биржу, рано или поздно доберутся до нее, хотя стоимость привлеченных средств у всех будет разной, говорит Бажанов из МБСП.