ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК: Главное – начать


Акции всех крупных банков должны обращаться на российских фондовых биржах – такое предложение сделал Центробанк. Мера направлена на увеличение капитализации банков. И, на наш взгляд, это очень своевременная мера, полезная для банковской системы России в целом.

Российский рынок банковских акций крайне мал. Почти все продаваемые сейчас акции (кроме акций Сбербанка) были выпущены в период приватизации российских государственных банков и размещены между клиентами и персоналом банков. С тех пор все банки были рекапитализированы и те первоначальные акции сильно обесценились.

Мы считаем, что вновь сформированный ликвидный рынок банковских акций будет в значительной степени выгоден всем: самим банкам, его акционерам и его вкладчикам, а также потенциальным инвесторам. Выгоден по нескольким причинам.

Во-первых, обращение акций на бирже принесет несомненную пользу самим владельцам банка – они будут знать, какова его реальная стоимость. Те акционеры, которые основали банки 5–10 лет назад, увидят реальное увеличение стоимости своего состояния. Кроме того, акционеры банка выигрывают и в долгосрочном плане, потому что их инвестиции будут оцениваться рынком, т. е. объективно и правильно. Наемный топ-менеджмент банка получит выгоду, потому что будет иметь возможность соотносить свой бонус с увеличением стоимости акций.

Во-вторых, большое количество торгующихся акций банков создаст выбор для потенциальных инвесторов и поможет им правильно оценить бизнес банка. Оценка бизнеса – вещь весьма сложная, включает в себя и справедливую оценку капитала, и оценку корпоративного управления, и оценку рисков для инвестора. Текущая ситуация такова, что инвесторы и собственники бизнеса оценивают свой бизнес по-разному, часто инвесторам кажется, что банки переоценивают свой бизнес, и наоборот. И до тех пор, пока нет ликвидного рынка акций, нет и возможности оценить реально вновь появляющиеся акции. В дальнейшем рынок сам будет диктовать цену, материально поощрять банки с хорошими финансовыми показателями и сильным корпоративным управлением. Свободный рынок акций даст банкам возможность получить капитал с рынка, объемы фондового рынка увеличатся и новая эмиссия найдет своего покупателя.

В-третьих, очевидна выгода клиентов и контрагентов банка – сам процесс котировок на рынке заставляет банки говорить о своих реальных владельцах. Миноритарные акционеры потребуют и получат более высокий уровень отчетности руководства. И это, в свою очередь, будет способствовать увеличению прозрачности банка.

Выгода от размещения акций будет ощутимой не только для крупных банков; предположим, небольшой банк желает привлечь инвестора, но доступный инвесторам объем ликвидности мал. Инвесторы просто не станут тратить время и деньги на обязательное обследование, необходимое для оценки риска. При существовании ликвидного рынка капитала нескольких небольших банков вклад капитала одного небольшого банка добавится к существующей ликвидности другого. В этом случае инвесторы будут заинтересованы в прибавке к своему портфелю нового имени с целью диверсификации рисков. Таким образом, большой рынок торгуемых акций создает для небольших банков инфраструктуру для увеличения капитала.

Но существенна оговорка: акции любого банка – крупного и мелкого – должны быть свободно торгуемыми, а не переданными от одного владельца другому якобы через биржу. Когда на бирже будет много банков, нерыночная стоимость акций какого-либо из них станет очевидной и возможность проведения серых схем уменьшится.

Принимая во внимание факт, что имеются изрядные экономические прибыли от существования ликвидного рынка и в то же время существуют барьеры, тормозящие развитие ликвидного рынка, мы считаем вмешательство Центробанка совершенно обоснованным. Конечно, ЦБ не должен вынуждать банки продавать акции на рынке. Необходимо разработать механизм поощрения для банков, выводящих свои акции на торги.

Мы предлагаем, чтобы ЦБ определил надзорный капитал (величина, которая используется для расчета достаточности капитала) в исчислении обращаемого и необращаемого капитала, причем обращаемый капитал (до величины 10% капитала) должен быть оценен более высоко, чем необращаемый. Таким образом, получается: K = 1,9 Т + 0,9 НТ (где Т – это капитал, связанный с рынком, обращающиеся акции, а НТ – капитал, связанный с необращающимися на рынке акциями). Весовые функции могут быть различны и взяты для иллюстрации.

Когда Т равно 10%, тогда K будет равняться текущей величине капитала, рассчитанного по финансовой отчетной информации. Однако для Т < 10%, K будет ниже расчетного капитала.

Это определение нормативного капитала позволило бы владельцам банков решать, размещать или нет свои акции на бирже. Если они принимают решение размещать до 10% от капитала – их показатели капитала улучшаются. Если банк решает не иметь свободно обращающегося капитала, показатели капитала будут ниже.

Таким образом, решение, размещать акции или нет, остается за владельцами банка, а Центробанк просто поощряет правильное для экономики решение.

Мы уверены, что многие владельцы банков будут недовольны такими регулирующими стимулами при выпуске акций. Никто не любит менять статус-кво. В то же время мы убеждены, что лет через 10, когда для банков размещение на рынке станет нормой и многие из них будут высоко цениться, мы вспомним о сегодняшней ситуации и удивимся, почему так сложно было начинать?