Лучший друг преемника


“Левада-центр” опубликовал ежемесячный обзор “Социально-политическая ситуация в России в мае 2006 г.”. Обзор подготовлен на основе опроса, проведенного с 19 по 22 мая в 46 регионах России. Часть опроса была посвящена президентским выборам 2008 г. Самым популярным претендентом на этот пост оказался Медведев – за него согласились проголосовать 10,3% россиян, на 2-м месте – лидер ЛДПР Владимир Жириновский (7,3%), отдать свои голоса за Сергея Иванова согласились 7,2% респондентов, а за лидера коммунистов Геннадия Зюганова – 6,8%. Существенно отстают от четверки лидеров Сергей Глазьев, Владимир Рыжков, Дмитрий Рогозин, Михаил Касьянов и Григорий Явлинский. Против всех готовы проголосовать 18% респондентов, не стали бы голосовать 18%, а затруднились ответить 25% граждан. В список претендентов не был включен действующий президент Владимир Путин.

Автор обзора – эксперт “Левада-центра” Леонид Седов говорит, что Медведев впервые опередил Иванова. Аналогичные опросы в марте показывали, что из окружения Путина более других на посту президента Иванова хотели бы видеть 9% россиян, а Медведева – 7%. Седов отмечает, что и рейтинг доверия Медведева существенно вырос за последнее время: “Если в апреле только 4,9% респондентов назвали первого вице-премьера в числе политиков, которым они доверяют, то в мае эта цифра выросла до 7%”. Седов объясняет успех Медведева тем, что он “стал более заметен в СМИ”.

По данным Центра анализа и мониторинга СМИ, за период с 1 апреля по 1 июня на федеральных телеканалах (“Первый канал”, канал “Россия”, НТВ, ТВЦ и Ren TV) Иванов упоминался 140 раз, а Медведев – 213. А по данным информационно-аналитической системы “Медиалогия”, с 1 апреля по 7 июня на центральных телеканалах Иванов упоминался 311 раз, а Медведев – 424.

Другие социологи призывают не относиться к результатам опроса “слишком серьезно”. “Разрыв между четырьмя лидерами не превышает 3,4%, а это уровень погрешности, который и заявляет “Левада-центр”, – говорит руководитель ВЦИОМ Валерий Федоров. – Поэтому говорить о том, что у кого-то из потенциальных кандидатов шансы выросли, было бы неправильно”. При этом Федоров соглашается с тем, что известность Медведева растет, и считает это следствием “в первую очередь активной информационной политики”. А президент исследовательского холдинга Romir monitoring Андрей Милехин говорит, что оценивать шансы преемников пока рано. “За восемь месяцев до президентских выборов в 2000 г. известность Путина была менее 1%, поэтому до выборов 2008 г. еще многое может измениться, а сегодняшние опросы больше напоминают гадание на кофейной гуще”, – отмечает социолог.

Политконсультант Михаил Виноградов из центра “PRопаганда” оценивает эффективность раскрутки Медведева как “среднюю”. Своей популярностью он обязан Путину, “вместе с которым чаще всего появляется в кадре на фоне таких популярных тем, как национальные проекты и демографические инициативы”.