Небольшие ожидания


Московская биеннале современного искусства – самое масштабное и дорогостоящее мероприятие в области contemporary art, которое осуществляется в нашей стране, да еще на государственные деньги. Впервые она прошла в январе – феврале прошлого года, превысила первоначальный бюджет ($1 млн) почти вдвое и вызвала, если ориентироваться на широкую прессу, массу разочарований и вопросов. Главное разочарование – основной проект в Музее Ленина, популярный вопрос – неужели это и есть современное искусство.

Однако организаторы первым опытом биеннале остались довольны. Представляя программу второй биеннале, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой заметил, что после первой удачи надо постараться сделать еще лучше. А заместитель начальника управления современного искусства ФАККа Александр Заволокин на вопрос “Ведомостей” о том, учитывались ли прошлые зрительские разочарования основным проектом при работе над новой программой, ответил, что главное для Московской биеннале – правильно позиционировать себя среди других подобных мероприятий, которых в мире проходят десятки, идти вперед и на зрителя не оглядываться.

Бюджет второй биеннале, которая пройдет с 22 февраля по 22 марта 2007 г., – 53 млн руб. Как и в прошлый раз, основной проект будет показан в здании бывшего Музея Ленина. Подготовит его опять международная команда кураторов. Только на второй биеннале будет не единая экспозиция работ молодых художников из разных стран, а каждый из кураторов сделает свою собственную выставку.

Общая тема биеннале – “Геополитика, рынки, амнезия. Примечания”. По словам комиссара биеннале Иосифа Бакштейна, в современной ситуации искусство способно только на заметки, примечания, которые оно оставляет “на полях макроэкономических битв”, так что надо говорить “о принципиальной важности комментирования художником тех высказываний, которые делаются на языке Капитала и Большой политики”. Для интеллектуальной поддержки в рамках биеннале будет созвана международная философско-эстетическая конференция о главных проблемах жизни искусства в современном мире.

Программа специальных проектов второй Московской биеннале, которые пройдут на нескольких выставочных площадках, должна познакомить зрителей с современным искусством отечественного и постсоветского пространства. Сюда же войдет выставка советского и китайского соцарта. В рамках программы “Специальные гости биеннале” при поддержке посольств и культурных институций планируются персональные выставки художников знаменитых и маститых: австрийки Вали Экспорт, швейцарки Пипилотти Рист, англичанина Даррена Элмонда, канадца Джефа Уолла, немца Андреаса Гурски, француза Пьера Уига, американца Роберта Уилсона и широко известной Йоко Оно.

Именно эти имена кажутся главной приманкой предстоящей биеннале, внушают надежду на встречу с искусством достаточно значительным, чтобы произвести впечатление и на неподготовленного зрителя. В Москве полноценного музея современного искусства нет, демонстрация произведений художников, имеющих мировую известность, – редкость, публика недостаточно расположена к современному искусству, чтобы благожелательно и терпеливо вглядываться в первые опыты начинающих. Поэтому основная выставка в Музее Ленина, в которой, как и в прошлый раз, будут участвовать художники малоизвестные, вновь грозит не оправдать зрительских ожиданий и вызвать недоумение даже в среде постоянных поклонников современного искусства. Так именно случилось с первой Московской биеннале – главный зрительский и медийный успех имела инсталляция патриарха Кристиана Болтански, показанная в специальной программе, а основной проект только заставил усомниться в целесообразности проведения всего мероприятия.

Попросту говоря, очень хотелось бы за значительные для культурного проекта деньги, выделенные на биеннале, получить что-то гарантированно хорошее. Но нет, отвечают комиссар Бакштейн и замначальника Заволокин, биеннале обязана знакомить с новыми именами, выводить художников на артсцену, а не просвещать и производить впечатление.

Выход из этой ситуации только один, считает директор Государственного центра современного искусства Леонид Баданов, – надо выделять значительно больше денег на музейные выставки, тогда музеи будут привозить больших звезд современного искусства и никто не будет ждать от биеннале того, что она дать не должна или не может.