Нерентабельный межгород


До этого года все российские абоненты, совершая звонки в другие города или страны, рассчитывались за эти услуги со своими местными операторами. Часть этих денег (за звонки внутри макрорегиона, или внутризоновые звонки) операторы оставляли себе, а с части отчисляли процент “Ростелекому”, который до этого года единственный имел право пропускать дальний трафик. Но с января схема расчетов изменилась. По-прежнему собирая платежи абонентов, МРК отныне не могут записывать их в свой доход, а обязаны целиком отдавать операторам дальней связи. Таких операторов в России пока всего два – “Ростелеком” и “Межрегиональный транзиттелеком” (МТТ). У МРК сохранились лишь доходы от внутризоновых вызовов. В результате по итогам I квартала МРК недосчитались примерно 37% выручки от услуг дальней связи по сравнению с тем же периодом прошлого года, подсчитал директор аналитического департамента J’son & Partners Борис Овчинников. Тем не менее чистые потери компаний оказались значительно более щадящими – всего 5%, говорит он. В I квартале 2005 г. МРК заплатили “Ростелекому” за транзит трафика 4,2 млрд руб., а с этого года эти платежи исчезли – теперь сам “Ростелеком” платит МРК за инициирование вызовов (в I квартале размер этих платежей составил 2,2 млрд руб.) и агентскую комиссию за обслуживание абонентов (1,4 млрд руб.). Взаиморасчеты МРК с единственным конкурентом “Ростелекома” – МТТ пока незначительны, добавляет Овчинников. А за счет отмены платежей “Ростелекому” прибыльность МРК в I квартале резко повысилась (см. таблицу).

В результате перераспределения доходов выручка “Ростелекома” выросла в I квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,2 млрд руб., а расходы – на 5,9 млрд руб. EBITDA компании снизилась на 20% (до 3 млрд руб.), рентабельность по EBITDA – с 39,8% до 21%, а чистая прибыль – на 15% (до 2 млрд руб.). Центр прибыли в холдинге “Связьинвест” сместился с “Ростелекома” в сторону МРК, рентабельность которых будет еще повышаться за счет услуг доступа в Интернет и сотовой связи, констатирует Овчинников: уже в I квартале совокупный показатель EBITDA семи МРК вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 26%. На рост прибыльности повлияло и сокращение персонала компаний – с начала 2005 г. МРК сократили более 20 000 сотрудников, напоминает старший аналитик “Уралсиба” Константин Чернышев.

Новая система взаимоотношений между операторами и абонентами еще не до конца сформирована и в будущем возможна корректировка финансовых показателей, надеется директор по связям с общественностью и инвесторами “Ростелекома” Антон Клименко. Цены на услуги МРК по пропуску трафика пока не установлены, поэтому уровень компенсационных надбавок, получаемых ими от “Ростелекома”, может несколько измениться, соглашается замдиректора департамента информационного обеспечения “Связьинвеста” Юлиана Соколенко. Но поскольку объемы дальнего трафика в России будут расти, доходы будут распределяться между “Ростелекомом” и МРК в нынешней пропорции и дальше, считает она.

Однако аналитики не верят в значительный рост трафика и предрекают “Ростелекому” снижение доходов. “Либерализация рынка дальней связи пока не сказалась на “Ростелекоме” – нет ощутимой утечки трафика к другим операторам”, – поясняет аналитик “Атона” Елена Баженова. Услугами МТТ, по данным этой компании, воспользовалось всего около 1 млн абонентов. Но в ближайшее время на рынок готовятся выйти еще два оператора – Golden Telecom (GT) и “Транстелеком” и увеличение числа участников рынка должно вызвать в 2008 г. снижение тарифов на дальнюю связь, считает Овчинников. По подсчетам вице-президента Альфа-банка Андрея Богданова, в 2007 г. доля “Ростелекома” в доходах от дальнего трафика снизится до 60% с 72% в 2005 г.

Нынешние и потенциальные конкуренты “Ростелекома” подтверждают, что пока дальняя связь не самый прибыльный бизнес. “Рентабельность услуг дальней связи снизилась в основном из-за высоких цен на инициирование и “приземление” трафика, – говорит замгендиректора по коммерции МТТ Гульнара Хасьянова. – Мы надеемся, что в ближайшее время эти цены будут снижены, иначе нам не удастся снизить тарифы для абонентов”. “Рентабельность проекта [оказания услуг дальней связи] может быть и не очень высокой”, – признают в пресс-службе GT, добавляя, что ее рост “зависит от упорядочения отношений на рынке, оптимизации затрат и увеличения абонентской базы компании”.