Валюта в опасности


Кудрин написал отрицательное заключение на одобренный депутатами в первом чтении законопроект, запрещающий публичное упоминание валюты. Раньше он называл документ “абсолютно непродуманным, абсурдным и неприемлемым”, а министр экономразвития Герман Греф – экстремистским. Но каким будет официальное заключение правительства на поправки – неизвестно. Вице-премьер Александр Жуков высказался дипломатичнее, признав, что не понимает смысла запрета.

Законопроект серьезно осложнит работу Кудрина. Как говорится в официальном отзыве министра (копия имеется в распоряжении “Ведомостей”), Бюджетный кодекс предписывает рассматривать внешний долг и иностранные госкредиты в валюте, отказ от использования показателей в международных договорах будет означать “невозможность ведения переговоров с иностранными партнерами”. Страхи Кудрина преувеличены, оппонирует один из авторов законопроекта – депутат Андрей Буренин: “Цель законопроекта – ограничить упоминания валюты в публичных выступлениях, а не на переговорах в закрытом режиме с иностранными партнерами”.

Беспокоит министра и желание депутатов обязать размещать показатели в рублях на интернет-сайтах профильных экономических ведомств. “Запрет использования термина “иностранная валюта” приведет к тому, что СМИ не смогут объективно отражать ситуацию в мировой экономике и на мировых финансовых рынках”. К тому же, напоминает глава Минфина, МВФ требует от нас размещать информацию о платежном балансе, динамике резервов и другие показатели в долларах. Публикации на сайтах – тоже публичное распространение информации, поэтому поправки двусмысленны, соглашается главный партнер “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин. Но в законе написано, что нельзя называть валюту “на сайтах СМИ”, так что сайты, не зарегистрированные как СМИ, смогут не отказываться от слов “доллар” и “евро”, полагает адвокат Дмитрий Степанов из коллегии “Юков, Хренов и партнеры”.

Трудности могут возникнуть у экономистов и преподавателей, так как невозможным станет “проведение международных сопоставлений и корректного анализа ситуации в мировой экономике и на мировых финансовых рынках”. “Я за день слово “доллар” употребляю столько раз, сколько иной политик за год не употребляет, и избежать этого никак не могу”, – сетует экономист “Траста” Евгений Надоршин. Он считает законопроект “полной глупостью” и “невероятным наплывом псевдопатриотизма”. С этим согласна и начальник исследовательского отдела банка ING Юлия Цепляева, она также не может обойтись без слова “доллар” в публичных выступлениях: “Наши основные клиенты – иностранцы, и для них миллиарды и миллионы рублей – пустой звук”. А начальник аналитического отдела казначейства ВТБ Николай Кащеев собирается придумать “какое-нибудь условное обозначение, например, “гринбэк” для доллара, а евро радужной бумажкой называть”. Греф тоже думает, что вместо “доллар” чиновники начнут говорить “бакс” и “зеленый”.

Беспокоится Кудрин и о журналистах. За упоминание евро или доллара всуе депутаты предлагают штрафовать граждан на 2000–2500 руб., а юридические лица – на 40 000–50 000 руб. “Статья 29 Конституции гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру, а поправки про рубль этим гарантиям противоречат”, – уверен замглавного редактора журнала Smart Money Владимир Федорин: “Издания, уважающие читателя, будут и дальше использовать доллары, евро и SDR там, где считают нужным”. Комитет Госдумы по конституционному законодательству тоже признал пункт поправок о СМИ “необоснованным и неоправданным”.

Принятие предлагаемого депутатами законопроекта ухудшит инвестиционный климат “с соответствующими последствиями для экономического роста” и будет означать “отказ от принципов функционирования рыночной экономики”, заключает Кудрин. Но Буренин уверен, что, несмотря на технические недостатки, он ценен идеологической составляющей, поскольку направлен на усиление доверия граждан к рублю. Депутаты отказываться от своего законопроекта не собираются и обещают его доработать. “Закон, на наш взгляд, совершенно разумный, а ко второму чтению поправим его в той части, которая особенно беспокоит правительство”, – заявил первый вице-спикер Олег Морозов.