AirUnion не помог “Самаре”


2005 год должен был стать во многом показательным для авиакомпании “Самара”. В конце 2004 г. крупный пакет акций этого постепенно сбавляющего обороты регионального перевозчика был куплен структурами, аффилированными с авиакомпанией KrasAir. В начале 2005 г. “Самара” официально вошла в авиационный альянс AirUnion. В компанию пришли новые менеджеры: финансовый и коммерческий директор, директор по правовым вопросам и главный бухгалтер. В течение прошлого года три раза менялись руководители: после Родиона Ковалева, возглавлявшего компанию с 2001 г., обязанности гендиректора попеременно выполняли Андрей Егоров, Евгений Кирсанов и Константин Былинин.

Но чуда не случилось. По данным годового отчета “Самары”, в 2005 г. выручка компании от основной деятельности снизилась по сравнению с 2004 г. на 1,2% до 1 683,8 млн руб. На фоне роста себестоимости на 5,6% это привело к тому, что прошлый год компания второй раз подряд закончила с чистым убытком – 94,6 млн (на 45,9% больше, чем в 2004 г.). По данным квартального отчета авиакомпании за I квартал 2006 г., ее положение не выправляется: доходы от перевозок упали по сравнению с I кварталом 2005 г. на 8,3% до 278 млн руб.; себестоимость выросла на 6,1% до 333 млн. Чистый убыток составил 110,5 млн, что на 142% больше, чем в 2005 г.

И. о. главного бухгалтера “Самары” Ольга Чеховских говорит, что в 2005 г. компания еще только определялась в новых условиях существования в альянсе в части организации работы и маршрутной сети, что привело к снижению объема перевозок на 6%. Ситуацию осложнил более чем 20%-ный рост цен на ГСМ, затраты на которые составляют теперь до 70% себестоимости перевозок. Результаты I квартала 2006 г., по ее мнению, не являются показательными: “Работа авиаперевозчиков сезонная, и I квартал традиционно “провальный”; компания планирует восполнить эти убытки во II–III кварталах”, – пояснила Чеховских. Кроме того, по ее словам, на показателях “Самары” отразилось то, что в I квартале 2006 г. были учтены 40 млн убытка 2005 г. В 2006 г. “Самара” также сдала в аренду один из своих самолетов, что уменьшило ее выручку от перевозок, но увеличило операционные доходы почти в 3,5 раза до 73,3 млн руб.

В этом году руководство компании надеется вывести ее из кризиса. Так, “Самара” уже пересмотрела расписание полетов: летом будут открыты новые рейсы (в Калининград, Бухару, Алма-Ату), сообщили в пресс-службе, увеличится количество чартерных рейсов и частотность популярных – в Санкт-Петербург “Самара” планирует летать ежедневно, а не 3–4 раза в неделю. В компании полагают, что это обеспечит ежегодный прирост объемов перевозок на 6–8%. Однако прогнозировать, каковы будут финансовые итоги года, в “Самаре” не стали.

Аналитики расходятся во мнениях относительно показательности финансовых результатов авиакомпании. Борис Рыбак, гендиректор компании Infomost, отмечает, что пример “Самары” не является исключительным для России: прошлый год был неудачным для всех авиаперевозчиков из-за роста цен на ГСМ. “Чтобы справиться с этой проблемой, надо иметь очень эффективный менеджмент или мощную клиентскую базу. Небольшим региональным компаниям в этих условиях сложно перестроиться. В аналогичной ситуации сейчас оказались “Уральские авиалинии”, “Владивосток Авиа”, “Кавминводыавиа”, – поясняет он.

А Михаил Ганелин, аналитик “Центринвест Груп”, считает, что ухудшение финансовых показателей “Самары” связано с процессом ее вхождения в альянс AirUnion. “Среди компаний AirUnion запланирована специализация: KrasAir и “Домодедовские авиалинии” работают на прибыльных дальнемагистральных рейсах, “Самара”, “Омскавиа” и “Сибавиатранс” остаются региональными компаниями и будут заниматься подвозкой пассажиров. Так что, вероятно, “Самара” для альянса не является центром прибыли”, – полагает он. Показатели “Самары” в большей степени будут зависеть не от самой компании, но от AirUnion, соглашается Олег Судаков, аналитик Rye, Man & Gor Securities. “Если холдинг передаст какие-то рейсы самарскому авиаперевозчику, то ее пассажиропоток и показатели улучшатся”, – считает он.