Обучающие программы


На этой неделе на канале ТНТ стартует очередное реалити-шоу о бизнесе – «Шанс». Его автор – президент Национального инвестиционного совета Александр Лебедев, сделавший шоу совместно с компанией ATV. Играть будут пять команд по четыре человека в каждой. Им отданы в управление несколько небольших бизнесов, принадлежащих Лебедеву, – ресторан, фото- и видеосалоны и т. д.; каждой команде бизнесмен выделил по 100 000 рублей начального капитала (состояние самого Лебедева журнал Forbes оценивает в $3,7 млрд). Сначала участники шоу должны будут увеличить выручку заведений, затем начнется отсев (сборные избавятся от лишних участников, а Лебедев – от одной из команд). На втором этапе на развитие собственного бизнеса командам будет выделено уже по 100 000 долларов, в конце концов победитель получит еще 250 000 долларов или возможность продать свой бизнес Лебедеву за 350 000–500 000 тыс. долларов. Как рассказал Лебедев «Пятнице», он изначально не хотел, чтобы победитель получил денежный приз. «Однако законы реалити-шоу требуют этого. Поэтому я предложил оценить и купить бизнес у победителя. То есть победитель в любой случае будет с выигрышем – тем, что заработает сам».

Прошлым летом, когда съемки шоу только начались, Лебедев в интервью «Ведомостям» объяснил, зачем ему нужен телевизионный проект: «Мы хотим показать, как в нашей стране сложно создавать малый бизнес». На каком канале будет идти шоу Лебедева, тогда еще не было известно, и генеральный директор телеканала ТНТ Роман Петренко усомнился в будущем передачи: «Судя по описанию, у проекта не будет рейтингов». Сейчас «Пятнице» не удалось получить комментарий у самого Петренко. Как рассказали в пресс-службе, осторожность канала была вызвана тем, что «Шанс» снимался другой телекомпанией, – пока съемки не были закончены, нельзя было увидеть и оценить шоу. «Кроме того, – добавили в ТНТ, – сейчас есть уверенность в успехе, поскольку уже существуют данные по рейтингу других бизнес-шоу».

Новая религия

«Шанс» – не первое «бизнес-реалити» на ТНТ. Петренко говорит: «Деньги и бизнес – это новая религия нашего времени. Поэтому хотелось быть в авангарде темы, которая пока не засветилась на других телеканалах. Мы понимаем, что в чистом виде бизнес не наберет проходной балл по рейтингу. Поэтому в каждой программе тема бизнеса нанизана на понятную историю обычного человека». По мнению социолога Даниила Дондурея, главного редактора журнала «Искусство кино», реалити-шоу «выполняют функции, которые в 90-е брали на себя мексиканские сериалы: адаптируют людей к вызовам современного мира». Дондурей считает, что «экономические реалити-шоу восполняют отсутствующие в кинематографе культ успеха, мобильности и активности, они учат миллионы двадцатилетних, как жить, чтобы завтра быть богаче».

Впрочем, стартовавший этой зимой проект «Офис» больше всего похож на самый популярный проект канала – «Дом-2», эту бесконечную жизнеутверждающую пастораль; пока ее участники, подобно феям и эльфам, заняты поисками любви, таинственный дом, который они якобы возводят, строится сам по себе. Бизнес участников «Офиса», создающих с нуля развлекательную фирму, тоже выглядит не слишком убедительно. Арт-директор московской компании MegaDreams Юлия Дондакова не первый год работает в компании, организовывающей праздники. Она не верит в успех телебизнесменов. «Не думаю, что все это делают по-настоящему, – говорит она. – Фора у них есть: им не нужно снимать офис, покупать технику. Но в Москве масса фирм такой направленности. Как правило, они состоят из одного человека, у которого есть база артистов и ведущих, поэтому деньги на офис просто не тратятся».

Зато шоу можно расценить как обучающую программу, что-то вроде «вредных советов» молодому человеку, желающему работать в офисе. Тут доступно объясняют, чего не стоит делать, если ты хочешь сохранить работу. Не надо ходить на службу в трусах и купальнике, следует воздерживаться от обсуждения своего начальства публично и уж ни в коем случае нельзя заводить романы на работе, как это делают участники. По-видимому, не каждый реально существующий офис может похвастаться джакузи, но на всякий случай создатели шоу решили предупредить зрителя, что принимать ванну вместе с коллегой по работе тоже не рекомендуется.

Телевизор – мой брокер

Стартовавшее 14 мая шоу «Капитал» устроено по-другому: участники предлагают на суд экспертов и зрителей различные бизнес-идеи. Петренко называет «Капитал» «первым телевизионным брокером между капиталом и идеями». По его мнению, это «крайне полезная для общества программа, учитывая тот факт, что в России один из самых низких в мире уровней предпринимательской активности – занятости в собственном бизнесе». Гендиректору ТНТ вторит один из участников-экспертов – председатель совета директоров компании «Евросеть» Евгений Чичваркин: «Бизнес-шоу есть во всех странах, а у нас нет. У нас очень плохое отношение к бизнесменам и коммерсантам. Хочется внести лепту в обратный процесс». Другой участник – генеральный директор шоколадной фабрики «А. Коркунов» Андрей Коркунов – рассказал «Пятнице», что цель, ради которой он решил принять участие в съемках, достигнута: «Студенты, взрослые дети моих друзей, активно и с удовольствием обсуждают программу. Причем даже не поведение «капиталистов», а сами проекты, анализируют причины, по которым тому или иному участнику было отказано в инвестициях». Но, конечно, не все бизнесмены верят в обучающий смысл подобных шоу. Игорь Макаров, генеральный директор московской компании «Мастерская МИЗО», к шоу относится без энтузиазма: «Бизнес как любовь – либо есть, либо нет. А научить (показав технические приемы, например) можно только сексу – что не является целью, если оценивать затею в идеале».

Видимо, дело еще и в другом: у отечественного бизнеса в глазах широких масс не было лица. Точнее, он ассоциировался исключительно с фигурами первого ряда – Ходорковским, Абрамовичем и другими «небожителями». А российский средний бизнес строился, словно метафизическая фирма в «Офисе», как бы сам по себе. Однако эмоциональное отношение потребителя, узнаваемость бизнесмена играют отнюдь не последнюю роль. Участники «Капитала» превратились в поп-звезд бизнеса, чьи имена и лица широкая публика узнала и запомнила. Так что «Капитал» – дважды инвестиционное шоу: соискатели получают деньги, «капиталисты» – зрительские симпатии.

Шоу «Кандидат» – ветеран бизнес-реалити. В прошлом году его вел ресторатор Аркадий Новиков, отбиравший управляющего для одного из своих проектов. Тогда победила москвичка Татьяна Бурделова, получившая должность с годовой зарплатой в 1,5 миллиона рублей. По ее словам, «самое главное – это полезный опыт взаимодействия с людьми, работы в команде. Я стала терпимее и мягче. Но при этом теперь я знаю, что смогу управлять компанией». В новом сезоне отбирать претендентов будет Владимир Потанин. Среди них руководители крупных операторов сотовой связи, топ-менеджеры международных автомобильных концернов, владельцы компаний с годовым оборотом более $1 млн (съемки еще не завершены, и имен на канале не называют). В игру вступают не зеленые новички, а барракуды делового мира.