Хедж-фонды отстаивают права акционеров


Критики хедж-фондов заявляют, что их агрессивные действия могут заставить некоторые компании предпринять шаги, не соответствующие долгосрочным интересам других акционеров. Ерунда, возражают другие. Хедж-фонды лишь делают то, что сделал бы любой хороший инвестор, – заставляют руководителей действовать на благо акционеров.

Сегодня в некоторых рейдах участвуют фигуранты еще первой волны атак, имевшей место в 1980-е гг., когда была изобретена тактика враждебных поглощений. Самую дерзкую вылазку последнего времени совершил Карл Айкан, который вместе с несколькими хедж-фондами скупил 3% акций медиакорпорации Time Warner. Он хотел разделить компанию на четыре части, утверждая, что по отдельности они будут стоить больше, чем единая компания. 70-летний Айкан сделал себе имя в 1985 г., проведя враждебное поглощение авиакомпании Trans World Airlines. Считается, что именно Айкан послужил одним из прообразов Гекко. (Фраза последнего: “Если тебе нужен друг, заведи собаку” – одна из любимых шуток Айкана.)

Среди защитников компаний тоже есть ветераны, в частности Марти Липтон, один из известнейших в США юристов по корпоративным вопросам. Липтон изобрел “отравленную пилюлю” – комплекс мер, позволяющих противостоять враждебному поглощению. По словам Липтона, в последнее время хедж-фонды проявляют огромную активность как акционеры. “На каждый случай, о котором становится известно, приходится не менее 10, где борьба между инвесторами-активистами и менеджментом компании остается скрытой [от глаз общественности]. Такие инвесторы пачками шлют письма, требуя от компаний сменить стратегию, руководителей, избавиться от подразделения или продать саму компанию”, – говорит Липтон.

Помимо Time Warner целями хедж-фондов – активистов в последнее время стали McDonald’s, Heinz, Tyco International. Даже традиционные управляющие, никогда раньше не вступавшие в конфронтацию с руководством компаний, стали публично высказывать свое недовольство. Недавно подразделение по управлению активами инвестбанка Morgan Stanley начало публичную кампанию за изменение акционерной структуры в издательском доме The New York Times. Сейчас акции, принадлежащие семье Салзбергер, контролирующей компанию, имеют больше голосующих прав, чем акции других инвесторов. Действия Morgan Stanley означают, что активизм больше не ассоциируется с агрессивностью, с чем-то не достойным нормального инвестора, считает Барри Роузенстейн, управляющий хедж-фондом Jana Partners.

Активность хедж-фондов не ограничивается США. В этом году Айкан начал атаку на KT&G, крупнейшую в Корее компанию по производству табачных изделий и женьшеня. Вместе с соратником Уореном Лихтенштейном, возглавляющим хедж-фонд Steel Partners, Айкан довел свою долю до 6,72%. Угрожая враждебным поглощением, он потребовал продать часть активов и ввести в совет директоров из 12 человек трех американцев.

В Европе хедж-фонды громко заявили о себе полтора года назад, потребовав от Deutsche Boerse не тратить деньги на покупку Лондонской фондовой биржи, а вернуть их акционерам. В результате они также добились отставки гендиректора и председателя совета директоров Deutsche Boerse. В Нидерландах в этом году хедж-фонды заблокировали продажу медиакорпорации VNU консорциуму инвесторов, посчитав сделку невыгодной для акционеров. В России борьбой за права миноритариев прославился Hermitage Capital Management. Гендиректор Билл Браудер долгие годы боролся с менеджментом таких компаний, как “Газпром” и “Сургутнефтегаз”, за улучшение корпоративного управления; такая борьба – часть инвестиционной стратегии Hermitage.

Активность хедж-фондов – это, с одной стороны, способ увеличить доходы. Число фондов и приток денег в них стремительно растут, и показывать высокую доходность становится все труднее. С другой стороны – сегодня, как и в 80-е гг., многие компании недооценены. Качество управления в развивающихся странах оставляет желать лучшего, рынки развитых стран еще не восстановились после обвала, последовавшего за надуванием пузыря в конце 90-х гг. Многие компании управляют активами не так эффективно, как могли бы. Добившись более качественного управления, можно заработать на последующем росте котировок. Аналитики Citigroup проанализировали ситуацию вокруг 31 компании, которую атаковали борцы за права акционеров. Выяснилось, что в течение нескольких недель после объявления о начале кампании инвесторов-активистов доход от роста акций этих компаний на 8% превышал доход от роста рынка в целом. (FT, 10.06.2006, Михаил Оверченко)