На что тратится бюджет


На ближайшем заседании правительство рассмотрит доклад Минэкономразвития об основных направлениях деятельности правительства на 2006–2008 гг. Документ сводит воедино отчеты министерств, с какой пользой они тратили и собираются тратить бюджетные деньги. Эта работа началась два года назад.

В Австралии, США, Великобритании, Швеции 50–80% бюджета министерства получают под целевые программы, выполнение которых отслеживается по точным параметрам. Чтобы внедрить такой механизм, комиссия правительства по результативности бюджетных расходов во главе с вице-премьером Александром Жуковым сформулировала национальные приоритеты. Работу предлагалось оценивать по 58 показателям, среди которых увеличение средней продолжительности жизни, инвестиции в основной капитал, оценка обществом коррумпированности власти.

Теперь правительство вплотную подошло к тому, чтобы увязать бюджетное финансирование министерств с практическими результатами. Минтранс выделит деньги на строительство мостов не под влиянием губернаторов, а ориентируясь на показатель транспортной доступности, поясняет руководитель секретариата Жукова Алексей Головков. За два года в “бюджетирование по результату” были вовлечены и пять ведомств президентской вертикали. Деятельность МИДа, например, будет оцениваться по эффективности защиты прав российских граждан за рубежом, продвижению отечественного бизнеса, поддержке неправительственных организаций за границей.

Чтобы доказать, что не зря едят хлеб, 16 министерств должны отчитываться уже за 325 показателей. “Мы шли не только от целей, поставленных министерствами для себя, но и от 114 важнейших целей правительства, которые разверстали в показатели министерств”, – говорит начальник отдела Минэкономразвития Константин Носков.

Индикаторы нужны, чтобы понять вектор и динамику развития, считает министр образования и науки Андрей Фурсенко. Но в сфере молодежной политики и фундаментальных исследований “мы пока не подобрали надежных критериев [оценки эффективности]”, замечает он. Минпромэнерго в 2005 г. не достигло трех из восьми установленных показателей, признает директор департамента Станислав Наумов, но это не значит, что министерство плохо истратило бюджетные деньги. Теперь, говорит Наумов, мы четче подходим к планированию показателей, оценке рисков и межведомственному взаимодействию – поскольку, например, на увеличение доли высокотехнологичного экспорта влияет деятельность нескольких министерств.

Но министр финансов Алексей Кудрин называет место сводного доклада Минэкономразвития в системе стратегического планирования “неопределенным” и настаивает, что правительство перекладывает на министерства достижение ряда целей, хотя у них в большинстве случаев нет нужных полномочий. “Результат, полученный после более чем годовой работы, свидетельствует о нецелесообразности и невозможности использования сводного доклада для целей бюджетного планирования”, – пишет Кудрин в замечаниях к проекту Минэкономразвития. Он готов представить к 1 декабря в правительство пакет нормативных актов, позволяющий реализовать новый механизм координации стратегического и бюджетного планирования.

Головкову неясна суть альтернативы Минфина. С каждым годом все больше объем расходов будет связан с ведомственными целевыми программами, а значит, контролироваться, уверен он. Неэффективные затраты, по его мнению, будут постепенно выбрасываться из бюджета, а эффективные расходы – возрастать.

Минфин первым предложил отказаться от затратного подхода и перейти к управлению результатом, недоумевает замдиректора межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. Он соглашается, что сводный доклад как инструмент бюджетного планирования пока ограничен, но в ходе его подготовки ведомства и правительство расширили кругозор. По мнению Симачева, за часть показателей ответственность надо возложить на правительство.

Необходимость достигать конкретных результатов каждый год постепенно начнет доминировать в финансовых решениях министерств, полагает Носков. “Это системный сдвиг, а не просто изменение процедуры финансирования”, – уверен Головков.