ВЕКТОР


Конфликты с госчиновниками не всегда учат предпринимателей осторожности. Особенно таких, как совладелец “Аэрофлота”, основатель Национальной резервной корпорации (НРК) и депутат Госдумы Александр Лебедев, чье состояние журнал Forbes оценил в $3,7 млрд.

Лебедева тянет в небо

Два года назад Лебедев критиковал “Аэрофлот” за то, что тот слишком многое скрывает от частных акционеров, как, например, судебные иски или продажу непрофильных активов. Год назад акции Лебедева в лизинговой компании “Ильюшин финанс” (ИФК) оказались под арестом по ходатайству Генпрокуратуры. Подконтрольный государству Воронежский авиазавод задолжал ИФК больше $60 млн, но чиновники так и не могут определиться, как возвращать эти долги. И вот Лебедев снова присматривается к государственным авиационным активам. Причем опять не самым простым – болгарским.

Болгария больше трех лет пытается продать своего перевозчика Bulgaria Air, последний срок – октябрь этого года. НРК названа в числе интересантов. Но ограничения для претендентов жесткие – как финансового, так и “национального” характера. Покупатель должен быть либо резидентом ЕС, либо болгарской компанией (т. е. минимум 51% акций инвестора должны быть у резидентов). Да и сама Болгария особой открытостью к иностранным инвестициям никогда не отличалась. Чего стоят хотя бы многолетний скандал с приватизацией “Булгартабака”, недавняя неудача РАО “ЕЭС России” с покупкой двух болгарских электростанций. Или, к примеру, 35-летний договор концессии на 400 млн евро по двум черноморским аэропортам в Болгарии – в Варне и Бургасе. Прошлым летом концессию выиграл датский оператор Copenhagen Airports, болгарское правительство подписало с ним соглашение. А осенью его аннулировал Высший административный суд Болгарии.

Не так посчитали

Национальный оператор дальней связи “Ростелеком” отказался от услуг агентства Standard & Poor’s (S&P) – оно больше не будет рассчитывать рейтинг корпоративного управления (РКУ) телекоммуникационной компании. До отзыва рейтинга “Ростелеком” был чемпионом среди операторов проводной связи по этому показателю (6,2 по 10-балльной шкале). РКУ других “дочек” “Связьинвеста” находятся в диапазоне от 4,4 (у “Южной телекоммуникационной компании”) до 5,5 (у МГТС). А самый высокий РКУ среди российских телекоммуникационных компаний сегодня у МТС (7,4) – до недавнего времени она делила пальму первенства с “Вымпелкомом”, однако на прошлой неделе РКУ “Вымпелкома” был снижен до 6,4 с негативным прогнозом из-за затяжного конфликта его акционеров. РКУ – удовольствие небесплатное, но до недавнего времени российские операторы связи с удовольствием мерялись своими рейтингами. В “Ростелекоме” мотивируют отказ от услуг S&P несогласием с методикой расчета – агентство учитывает неопределенность в приватизации “Связьинвеста”. В S&P подчеркивают, что всегда учитывают влияние акционеров и не собираются делать исключений для “Ростелекома”. Аналитики считают, что инвесторы не обращают особого внимания на РКУ – в отличие от кредитных рейтингов о корпоративном управлении в компании наблюдатели предпочитают делать вывод самостоятельно, исходя из ее отношения к миноритарным акционерам, действий менеджмента и других публичных фактов. В том числе их может насторожить и сам факт отказа компании от оценки своего корпоративного управления международной компанией.