МНПЗ отстоял $450 млн


Конфликт между МНПЗ и Сапиром длится уже несколько лет. Еще в 1995 г. правительство России постановило построить на тогда государственном МНПЗ комплекс по производству изделий из полипропилена стоимостью $220 млн. Для финансирования проекта правительство разрешило заводу экспортировать до 2004 г. 16,1 млн т нефтепродуктов. Подрядчиками стали фирмы Сапира – Joy-lud Distributors и FTL. Первая должна была продавать за рубеж нефтепродукты и направлять выручку на финансирование проекта, вторая – строить комплекс. Но в 1997 г. МНПЗ перешел под контроль московского правительства и перестал выполнять контракты.

В ноябре 2005 г. FTL инициировала разбирательство в международном арбитражном трибунале в Лондоне, выставив МНПЗ претензии на сумму $240 млн. Это штрафные санкции, которые были предусмотрены в контракте за его неисполнение. Позднее, как следует из вчерашнего сообщения МНГК, требования истца увеличились до $450 млн. По словам представителя МНГК Николая Фролова, в рамках заключительных слушаний представители FTL отказались от своих первоначальных требований и снизили их до $41,5–48,5 млн. Однако окончательное решение суда, вынесенное 12 июня, гласит, что и эта сумма не подлежит взысканию.

“Справедливость восторжествовала”, – ликует Фролов. Юрист Катерина Хэслам-Джонс, представлявшая в суде интересы FTL, от комментариев отказалась. То же самое сделал и Сапир, заявив “Ведомостям”, что не располагает информацией об этом процессе.

Сергей Соколов из адвокатского бюро “Маркс и Соколов” говорит, что обжаловать решение лондонского арбитража проигравшей стороне можно, но сложно. Для этого она должна там же инициировать новое разбирательство с целью доказать, что первое рассмотрение дела проведено с процессуальными нарушениями и, следовательно, вынесенное решение не имеет силы. “И это единственный путь для истца. Простой же пересмотр дела по существу уже невозможен”, – заключает юрист.

Независимый аналитик Сергей Суверов отмечает, что выигрыш МНПЗ в Лондоне выгоден прежде всего его мажоритарным акционерам – правительству Москвы и Sibir Energy. “Газпром нефть” и “Татнефть” давно пытаются перехватить управление заводом, блокируя выплату дивидендов на привилегированные акции предприятия. Если их затея удастся, пакет МНГК размоется до 38,5% акций, а “Газпром нефти” и “Татнефти” – увеличится до контрольного. Если бы FTL выиграла и добилась взыскания с завода $450 млн, ни о каких дивидендах и речи не могло бы быть, отмечает Суверов. А уже в следующем году контроль над предприятием мог бы перейти нынешним миноритарным акционерам, заключает он.