Индия, Иран и причина двойного стандарта

Практически не замеченной из-за споров вокруг Ирака и Ирана оказалась важная инициатива с участием третьей страны на “И”: Индии. Ожидается, что в этом году в конгрессе Соединенных Штатов состоится голосование по “Инициативе Индии и США о сотрудничестве в области использования ядерной энергии в мирных целях”, подписанной в марте президентом Бушем во время визита в Нью-Дели.

Данное соглашение прокладывает дорогу экспорту американских ядерных технологий и материалов для использования в мирных ядерных программах Индии. Взамен Индия дала обещание открыть для международного инспектирования 14 из своих 22 существующих и проектируемых энергетических ядерных реакторов, а также все будущие используемые в мирных целях реакторы.

Соглашение важно, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, договоренность символизирует возникновение новых геополитических отношений между двумя самыми большими демократическими странами в мире, которые часто были на противоположных сторонах во времена холодной войны. Данное событие может иметь историческое значение, если оно приведет не только к углублению технических и экономических связей между Индией и США, но и повысит их способность решать региональные и глобальные проблемы, начиная с распространения ядерного оружия и заканчивая изменением климата.

Но проект соглашения между Индией и США привлекает внимание по второй – и гораздо более противоречивой – причине: обеспокоенности в том, что оно может помешать, а не благоприятствовать усилиям по сдерживанию дальнейшего распространения ядерного оружия по всему миру. Противники соглашения указывают на то, что данное соглашение подрывает “Договор о нераспространении ядерного оружия”, позволяя Индии отхватить часть пирога (ядерное оружие) и даже съесть его (давая ей доступ к ядерному топливу и технологии). Они ссылаются на то, что данное соглашение создает двойной стандарт, в соответствии с которым только некоторые страны могут обладать ядерным оружием.

По правде говоря, противники соглашения правы – по крайней мере, отчасти. Тут действует двойной стандарт. Но здесь нет ничего нового. “Договор о нераспространении ядерного оружия”, созданный около четырех десятилетий назад, основан на двойном стандарте, который дает только пяти странам – Китаю, Франции, России, Великобритании и США – право обладать ядерным оружием (без определения сроков).

Более того, мир, похоже, смирился с тем фактом, что три другие страны – Израиль, Индия и Пакистан – тоже имеют ядерное оружие. В чем противники проекта соглашения между Индией и США не правы, так это в том, что подобный двойной стандарт в данном случае открывает дорогу к разработке ядерного оружия таким странам, как Северная Корея и Иран.

Не все страны одинаковы. Индия – демократическая страна. Прозрачность и верховенство закона являются нормой, а правительство страны делает все возможное для борьбы с терроризмом. Нет причин полагать, что Индия займется распространением ядерного топлива, технологий или оружия в любую другую страну; напротив, она обязуется не допустить этого.

Другое дело Северная Корея и Иран. Первая страна представляет собой, возможно, самое закрытое, тираническое и милитаризованное общество в мире с большим опытом безответственного экспорта опасных технологий. Иран официально поддерживает террористов, а его президент публично угрожал уничтожить Израиль. У мирового сообщества есть серьезные основания быть куда менее терпимым к тому, что делают в области ядерного оружия Северная Корея и Иран, и отвергнуть их притязания на то, чтобы с ними обращались так же, как и с Индией.

В самом деле, если в проекте соглашения между Индией и США и существует какая-либо опасность, то это возможность того, что или Северная Корея, или Иран могут решить, что признание мировым сообществом их ядерного статуса – это лишь дело времени. Здесь США и другие страны должны их разочаровать.

Северная Корея, похоже, уже начала вникать в ситуацию: за последнее время не было отмечено ни одного случая испытания ядерного оружия, несмотря на то что такие возможности у данной страны, по-видимому, есть. Китай – транзитная территория, через которую идет почти все, что входит и выходит из Северной Кореи, – понимает, что, если Северная Корея перейдет красную черту, это может привести к военному вмешательству США и, возможно, к тому, что Япония или Южная Корея пересмотрят свою политику в отношении ядерного оружия. Ни то ни другое не входит в стратегические интересы Китая.

К сожалению, не существует страны, которая могла бы так же влиять на Иран, как Китай влияет на Северную Корею. Ситуация еще больше осложняется тем, что цены на нефть уже повысились до рекордной отметки, а сухопутные войска США заняты в Ираке, что снижает вероятность американской военной угрозы для Ирана.

Со стороны иранских лидеров будет, однако, неразумно развивать без всяких ограничений свою ядерную программу и сбрасывать со счетов вероятность военного вмешательства США. Превентивный удар США по связанным с ядерной энергией объектам Ирана не нужен ни той, ни другой стране. Потенциал людских потерь, ответных действий Ирана и глобального экономического кризиса высок.

Обе страны – да и весь мир – больше обрадует дипломатический исход, при котором Иран согласится со строгим запретом на любые независимые действия по обогащению урана, которые он мог бы предпринять, и допустит придирчивую международную инспекцию на все своих объекты, связанные с ядерной энергией, в обмен на экономические выгоды и гарантии безопасности. Еще лучше было бы, если бы Иран обратился к России или МАГАТЭ за получением электроэнергии, извлекаемой из урана. Следует провести прямые переговоры между Ираном и США, если они смогут привести к подписанию любого из таких соглашений.

На ситуацию вокруг Ирана не повлияет то, что происходит между Индией и США. Скорее политика в отношении Ирана будет формироваться его внутренней политикой, способностью международного сообщества выступить единым фронтом и желанием США предоставить разумное дипломатическое предложение вместо санкций и потенциальных военных ударов при безуспешности дипломатических усилий. Ставки вряд ли могут быть выше. Нам всем следует беспокоиться об Иране, а не об Индии.