Между львом и медведем


Господин председатель

Главная сенсация ММКФ-2006 обернулась главным же скандалом и главным разочарованием. Организаторы фестиваля, не имевшие обыкновения объявлять заранее имя президента жюри, вдруг поступили по примеру коллег из Канн или Венеции. Почти за два месяца до начала смотра было названо имя Михаэля Ханеке. Автор «Пианистки» и «Скрытого» – один из самых модных режиссеров в мире. Его имя прогремело прежде всего благодаря Каннскому фестивалю: он получил там Гран-при и приз за режиссуру. ММКФ давно подбирался к Ханеке, превращая премьеры его последних фильмов в спецсобытия фестиваля. И вот свершилось: Ханеке приедет в Москву и рассудит конкурсные фильмы.

Эйфория длилась недолго. Вскоре стало известно, что режиссер отказал оргкомитету фестиваля. Официальная причина – напряженная подготовка к съемкам первого американского фильма режиссера. Ханеке, по всей видимости, осознал: впереди у него неминуемое место президента жюри в Берлине, Венеции или даже Каннах, и тут уж не до Москвы, не слишком известной в кинематографическом мире. Ханеке избавился от необходимости выбирать «лучшее из худшего» (а до сих пор все президенты жюри ММКФ были поставлены именно перед такой задачей), мы же, скорее всего, лишились ретроспективы ранних работ режиссера – а ведь собирались показать совершенно не известные в России фильмы.

В принципе, кого бы ни посадили судить конкурсантов – Аль Пачино, Мадонну или Майкла Джексона, – любопытство публики это подогреет несильно. ММКФ замахнулся на каннский уровень, с которым, сознательно или нет, пытается соревноваться давно и безуспешно. Ведь репутация Канн поддерживается не громкими именами, а уровнем фильмов. На ММКФ же самыми яркими неизбежно остаются картины, вывезенные с других фестивалей, в придачу ко всем в этом году их на порядок меньше, чем обычно. Внеконкурсные фильмы открытия и закрытия ММКФ также позаимствованы: эпическая «Клятва» Чена Кайге была показана в Берлине, а пронзительное «Возвращение» Педро Альмодовара – только что в Каннах.

Естественный отбор

Возможно, это связано с новым составом отборочной комиссии. Вышедшие из фестивальной команды Петр Шепотинник и Кирилл Разлогов много лет помогали ММКФ сделать сильнейшую панораму, а сейчас эта задача оказалась выполненной лишь отчасти. Теперешним отборщикам надо было позаботиться о конкурсе, и потому из внеконкурсного показа, куда более интересного обычному зрителю, выпали многие предполагаемые хиты («Габриель» Патриса Шеро, «Такешиз» Такеши Китано, «Фландрия» Бруно Дюмона, «Ветер, который качает вереск» Кена Лоуча, «Огни окраин» Аки Каурисмяки).

Кстати, практически все эти картины будут показаны на открывающемся параллельно с ММКФ фестивале в Карловых Варах, обладающем сходными финансовыми и организационными возможностями. Может, именно потому, что с Каннами там никто не соревнуется.

Вольно или невольно, ММКФ пошел по рискованному пути, направив все усилия в одно русло. С точки зрения отбора, это конкурс, которому были отданы основные силы. С точки зрения места проведения – многозальный кинокомплекс «Октябрь», где пройдет весь фестиваль (за исключением спецпоказов в «Ролане», ретроспективы в «Иллюзионе» и открытия-закрытия в «Пушкинском»). Расположенный в самом центре города, но вдали от станций метро, и вдобавок лишенный большой парковки, «Октябрь» пройдет боевое крещение как Фестивальный дворец, наподобие Каннского. Опять неизбежное сравнение – на сей раз, возможно, наконец-то мотивированное.

Фестивальный показ

Ежегодно не больше трех-четырех конкурсных премьер добираются до проката, и в основном это отечественные картины и те фильмы, которые были куплены прокатчиками задолго до составления программы. То есть участие или даже победа в конкурсе ММКФ отнюдь не стимул для дистрибьюторов и публики. В этом году единственный российский конкурсант будет иметь трудную судьбу в прокате вне зависимости от вердикта жюри: не слишком удачливый, тяжеловесный и почти начисто лишенный чувства юмора ученик Алексея Германа – автор «Змея» и «Правды о щелпах» Алексей Мурадов, – представит новый фильм «Червь». Для проката давным-давно куплен фильм «Сколько ты стоишь?» Бертрана Блие. Патриарх парадоксальной французской комедии снял фильм о шикарной проститутке, за сердце и тело которой сражаются мужчины – в частности, Жерар Депардье. Главную женскую роль режиссер отдал Монике Беллуччи. Разумеется, звезды в Москву не приедут.

Правда, обещал пожаловать Джон Малкович, исполнивший главную роль в еще одном конкурсном фильме, биопике «Климт» именитого режиссера-космополита Рауля Руиса, который до этого чаще ездил в Канны и Венецию, чем в Москву. Наконец, свой новейший фильм покажет Иштван Сабо: в «Родственниках» классик вернулся на родную венгерскую землю. По слухам, Берлин не взял фильм Сабо по политическим причинам: вскрылся скандал о том, что в молодые годы Сабо был сексотом и писал доносы. Так или иначе, в дирекции ММКФ это никого не остановило. И Сабо, и Руис, и Блие со своими предыдущими фильмами участвовали в крупнейших мировых киносмотрах, до которых Москве еще расти и расти, так что их участие в конкурсе ММКФ – удача.

Новый дух

Но повернет ли это колесо фортуны в нужную отборщикам ММКФ сторону? Ринутся ли зрители на конкурсные фильмы? Возьмем для примера другой фестиваль – недавно завершившийся «Кинотавр». Он показал, ко всеобщему удивлению, что можно вдохнуть новую жизнь в старую идею. Всем аккредитованным, не смущаясь, выдавали набор медикаментов «первой помощи», включая средства от переедания, похмелья, а также презервативы: мол, знаем, зачем вы на самом деле сюда приехали. Однако, обретя новых хозяев, продюсеров Игоря Толстунова и Александра Роднянского, «Кинотавр» стал позволять себе подобные фривольные шутки именно от осознания собственной растущей мощи. Впервые в истории конкурс был сильным, а фильмы-участники – неизвестными публике. Наконец-то возникла реальная интрига вокруг призов, и можно предположить, что московские и питерские зрители будут ждать выхода награжденных (а также проигнорированных) фильмов в прокат. Зрительское нетерпение – наивысший показатель успешности фестиваля.

То, что столичные зрители ждут ММКФ, бесспорно. А вот будут ли их ожидания оправданы или обмануты, станет ясно только ко 2 июля, когда 28-й фестиваль торжественно завершится.