Проект “Б”: Парк культуры Венеция


Если бы Венеция принадлежала Disney Corporation, город был бы вне опасности. Сейчас главные угрозы – разрушение инфраструктуры, повышение уровня моря и безумные толпы туристов. При грамотном управлении одна проблема могла бы помочь решить другую.

Если ничего не делать, то море посетителей может оказаться опаснее вод Адриатики. Каждый год в городе бывает около 15 млн туристов. Уровни грамотности и культурной подкованности растут во всем мире. Растет население США, а также уровень доходов в Индии, Китае и Восточной Европе. Число людей, которые хотят и при этом могут себе позволить посетить Венецию, в ближайшие десятилетия вырастет в несколько раз.

Управление потоком туристов предполагает “сегрегацию” – нужно уметь отделять во времени и пространстве тех, кто хочет сфотографироваться на фоне кампанилы и уехать, от тех, кто стремится побродить по улицам и узнать что-то о городе. Грамотный менеджмент выгнал бы продавцов футболок и фальшивых древностей с площадей и обратил бы доходы от торговли на пользу сохранения памятников.

Есть много примеров такого управления. Йосемитский национальный парк в США остается местом потрясающей природной красоты, находясь в непосредственной близости от густонаселенного калифорнийского побережья. Менеджеры Службы национальных парков добиваются того, чтобы приятно и удобно было и тем, кто хочет просто постоять перед водопадом, и тем, кто предпочитает долгие прогулки и походы. Менеджеры занимаются привлечением людей, но столь же ревностно следят и за состоянием того, что этих людей привлекает.

Естественно, Йосемити управляется как парк... Но я уже слышу возгласы: “Мы не хотим превратить Венецию в парк аттракционов”. Но Венеция уже таковым является. Как деловой, политический и культурный центр она умерла несколько веков тому назад. Только поток восторженных гостей вернул ее к жизни. Сегодня большинство людей в городе – это туристы и те, кто их обслуживает. Экономика этого города – это экономика Йосемити и Диснейленда, а не Болоньи или Лос-Анджелеса.

В долгосрочной перспективе, после возведения мобильной дамбы, только превращение лагуны в пресноводное озеро позволит сохранить город – можно будет стабилизировать фундаменты. Похожее решение позволяет населению целой страны, Нидердандов, жить и работать на высоте ниже уровня моря. Нынешний проект дамбы требует $6,3 млрд, а для долгосрочного решения еще нет детальных планов. Заметим, что 12 млн людей, в год посещающих Евродиснейленд, платят по 50 евро за вход. Нетрудно понять, как технологии “парков культуры” могут помочь спасти Венецию.

Проблемы Венеции – это не проблемы технологий или финансов, а проблемы политики и менеджмента. Силой обстоятельств многие сокровища западноевропейской культуры оказались в ведении самой бестолковой политической системы Европы. Когда Улисс Грант (президент США в 1869–1877 гг.) создавал первый национальный парк, он говорил, что природные богатства принадлежат не только тем, кто живет с ними по соседству, но всей нации. Так же и рукотворные богатства Европы принадлежат не только тем, кто живет рядом с ними, но и всем наследникам европейской цивилизации. Конечно, “диснеевский” подход, вероятно, не самое красивое решение. Но какое угодно решение будет лучше, чем постоянные дрязги, коррупция и волокита итальянской политики.