Агент Тимченко


Министр транспорта Игорь Левитин предложил правительству назначить Ромашова на пост руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта около месяца назад, рассказали “Ведомостям” чиновник Минтранса и несколько бизнесменов из транспортной отрасли, знакомых с Ромашовым. Сейчас Ромашов возглавляет компанию “Трансойл”. Документ о его назначении в агентство ожидает подписи в Белом доме, но решения нет. Ромашов, представители Минтранса и правительства от комментариев воздержались.

Росжелдор, как и другие агентства, возник в процессе административной реформы. По замыслу агентства должны реализовывать госполитику, выработанную министерством. Впрочем, Росжелдор, по сути, пока декоративная структура без особых полномочий, констатирует директор департамента ФБК Игорь Николаев. А кресло главы Росжелдора пустует с ноября. Тогда его последний руководитель – бывший замминистра путей сообщения Михаил Акулов ушел в РЖД на пост вице-президента. Выбирая ему замену, Минтранс обсуждал минимум шесть кандидатур, вспоминает чиновник Минтранса.

Новый кандидат – гендиректор “Трансойла” 46-летний петербуржец Ромашов давно работает в транспортной отрасли. В частный бизнес (компанию “Линк-Ойл-СПб”) он пришел в 2000 г. с поста замначальника отдела Петербургского отделения Октябрьской железной дороги. С тех пор Ромашов работает на Геннадия Тимченко, утверждают многие бизнесмены-транспортники. Как рассказывали “Ведомостям” два петербургских предпринимателя, знакомых с Тимченко, в 1992 г. этот бизнесмен вместе с тремя партнерами основал компанию “Кинэкс” – экспортного трейдера нефтепродуктов Киришского НПЗ. Около двух лет назад партнеры разошлись и поделили бизнес, в том числе железнодорожного оператора “Кинэкса” – компанию “Линк-Ойл”. Тимченко учредил своего трейдера “Синтэкс”, который стал партнером “Сургутнефтегаза”. А из части вагонов “Линк-Ойла” Тимченко основал компанию “Трансойл”, рассказывали собеседники “Ведомостей”. Сейчас “Трансойл” перевозит нефть “Сургутнефтегаза”, “Роснефти” и “Газпром нефти”. По данным “СПАРК-Интерфакса”, ООО “Трансойл” на 100% принадлежит фирме Viewcall Holdings Ltd.

Знакомый с Ромашовым руководитель транспортного подразделения металлургической компании называет его “неконфликтной фигурой”. “Ромашов – исполнитель”, – констатирует железнодорожник. При этом частные операторы возлагают на этого исполнителя большие надежды. А транспортник-нефтяник называет Росжелдор “прослойкой” между Минтрансом и РЖД. Агентство, по его словам, должно следить за тем, чтобы РЖД не превышала своих полномочий в отношении перевозчиков. Транспортники жалуются, что, будучи одновременно и перевозчиком, и владельцем инфраструктуры, РЖД пользуется положением, осложняя жизнь частным конкурентам: может не согласовать маршрут, не допустить транспорт к разгрузке и т. д. Самый яркий из таких конфликтов разгорелся в феврале: тогда РЖД отказала в передвижении по своим веткам сразу нескольким операторам, ссылаясь на инструкции Министерства путей сообщения (МПС) 1992 г. Эти инструкции действуют до сих пор. А частники настаивают, что следить за их выполнением должны госорганы – Минтранс и Росжелдор. В РЖД уверены, что компания – правопреемник МПС. Самое главное было – назначить в Росжелдор “человека из бизнеса”, не работавшего в МПС, чтобы не было старых связей с РЖД, говорит транспортник одной из нефтяных компаний. К примеру, агентству можно передать всю базу данных РЖД, где указывается, что и куда везут владельцы вагонов. Впрочем, Николаев считает эту задачу невыполнимой. Представитель РЖД Наталья Агафьева не стала комментировать ситуацию.