Директор вышел на пике


Как выяснилось на прошлой неделе, несколько топ-менеджеров EADS могут оказаться замешанными в инсайдерской торговле. В марте Ноэль Форжеар, один из двух гендиректоров EADS, продал акции компании на 2,5 млн евро по средней цене 32,01 евро за акцию, а трое его детей – на 1,4 млн евро каждый по 32,82 евро. Об этом говорится в документах компании, поданных в регулирующие органы. EADS также сообщила, что акции в марте продали еще шесть менеджеров.

Акции были проданы практически на пике: 24 марта цена достигла максимальных 35,13 евро. 4 апреля два крупных акционера EADS – французская Lagardere и немецкая DaimlerChrysler сообщили, что намерены продать в общей сложности около 15% ее акций. Это толкнуло котировки вниз. А в прошлый вторник EADS сообщила, что выпуск А380, который должен стать крупнейшим в мире пассажирским самолетом, будет отложен на шесть-семь месяцев. Задержка и решение возникших проблем приведут к снижению прибылей в общей сложности на 2 млрд евро в период до 2009 г. “Это сильно подрывает доверие к менеджменту EADS и репутацию Airbus”, – говорит Саш Тьюза, аналитик Goldman Sachs. Акции компании в среду рухнули на 26%, оборот составил около 70 млн акций, тогда как обычно не превышает 5–10 млн. Неделю акции завершили на отметке 19,9 евро. С мартовского пика капитализация сократилась на 43,4%.

Немецкий регулятор BaFin уже заявил, что проанализирует резкое падение акций EADS на прошлой неделе. Такое расследование – стандартная процедура при резких скачках котировок. Так, в июле 2005 г. рынок встретил ростом на 10% новость об отставке гендиректора DaimlerChrysler Юргена Шремпа. BaFin начала расследование, и затем к ней присоединилась прокуратура, которая провела ряд обысков, в том числе в офисах двух топ-менеджеров DaimlerChrysler. Прокуроры подозревали, что они, зная об отставке Шремпа, могли сыграть на рынке. Впрочем, никаких обвинений предъявлено не было.

Сделки с акциями EADS попали и под пристальное внимание французского регулятора AMF, тем более что проанализировать операции топ-менеджеров с акциями AMF попросила французская ассоциация акционеров.

“Если бы у меня была хоть толика инсайдерской информации, я бы никогда не продал акции”, – заявил в пятницу Форжеар в интервью радиостанции Europe-1, добавив, что у него еще осталась половина пакета выданных ему опционов. Время продажи акций он назвал “неудачным совпадением”, но заявил, что все биржи были предупреждены о сделке “и любой желающий мог в Интернете увидеть все – и число проданных акций, и их цену”. Комментировать факт продажи акций детьми он отказался.

По заявлению EADS, Форжеар и другие топ-менеджеры продали акции в оговоренный законами о ценных бумагах период, получив на это разрешение директора компании, следящего за исполнением регулирующих норм. Свои акции Форжеар продал 9–15 марта, а о том, что Lagardere и DaimlerChrysler хотят продать акции EADS, он узнал 20 марта, сообщила компания. Сам Форжеар также сказал, что о задержке с выпуском A380 директорам стало известно в апреле и в конце мая еще казалось, что проблемы можно решить. На производстве, впрочем, уже в марте подозревали, что уложиться в срок не удастся. “Сотрудники знают о проблемах уже три месяца”, – заявил Хавьер Петрачи, представитель CGT, профсоюза сотрудников Airbus.

Борьбу с инсайдерской торговлей западные регуляторы ведут очень жестко. В 2003 г. Сэм Уэксал, основатель и гендиректор ImClone Systems, получил семь лет и девять месяцев тюрьмы за то, что продал акции компании до публичного объявления о том, что регуляторы не одобрили разработанное ImClone лекарство; наказаны были также его отец и дочь, вместе с ним продавшие акции. (Использованы материалы WSJ, FT.)