Экологичная химчистка


Где как не в Нью-Йорке искать состоятельных людей, готовых к экспериментам. Так, вероятно, думали американцы Мигель Заблудовски и Динна Хейнс, создавая в отрасли бытовых услуг компании нового типа. Предприниматели рассчитывают, что им удастся повторить успех Whole Food Market в отрасли розничной торговли и Aveda на рынке парфюмерии и косметики.

Эти компании добились успеха, уловив две модные тенденции: с одной стороны, интерес к здоровому образу жизни и экологически чистым продуктам, а с другой – стремление к “доступной роскоши”, т. е. продуктам высочайшего качества, но по доступным среднему классу ценам.

В одних только США объем рынка доступной роскоши в 2005 г. превысил $500 млрд и продолжает расти на 10–12% ежегодно, утверждает Майкл Сильверстайн, старший вице-президент международной консалтинговой компании The Boston Consulting Group. Хороший способ выделиться на этом гигантском рынке – проявить заботу о природе или, другими словами, сделать продукт или услугу экологически чистой, отмечает Мишель Боган, эксперт по стратегии розничной торговли консалтинговой компании Kurt Salmon Associates.

Уважение к джинсам

Идея создать необычную городскую прачечную Slate NYC пришла в голову Заблудовски, когда он работал в офисе нью-йоркской компании, торгующей модной одеждой. Качество работы существующих пунктов стирки и чистки одежды его совсем не устраивало. “Их сотрудникам совершенно наплевать, сколько вы заплатили за дизайнерские джинсы, которые сдаете в химчистку”, – говорит он.

В то время как в обычных химчистках используют ядовитые химикаты, в частности перхлорэтилен, Заблудовски нашел способ обойтись натуральными веществами, которые не загрязняют окружающую среду. Причем безо всякого ущерба для качества стирки и чистки. “Мы защищаем природу от перхлорэтилена, а вашу репутацию – от сплетен миссис Риверс” – гласит лозунг компании Slate NYC. Миссис Риверс – популярный в США комедийный персонаж.

Дэниел Чватик, независимый инвестиционный менеджер, выбрал прачечную, в которой к клиентам и их вещам проявляют достаточное уважение. В Slate NYC выполненный заказ доставляют клиенту в фирменных пакетах. Постиранную или почищенную одежду выглаживают и заворачивают в тонкую бумагу, как новую. Столь бережное отношение к вещам вполне устраивает Чватика. Экология волнует его гораздо меньше. “Но мне нравится, что они пользуются натуральными веществами”, – говорит он. При этом Чватика ничуть не смущает достаточно высокая цена – абонемент на обслуживание в прачечной обходится ему в $200 в месяц. “Потребители, покупающие экологически чистые продукты, готовы оплачивать вплоть до 200% наценки”, – говорит Сильверстайн из The Boston Consulting Group.

Дела Slate NYC пошли в гору примерно через месяц после открытия. Тогда Заблудовски воспользовался услугами популярной электронной рассылки Daily Candy, которая знакомит городских модников с новыми продуктами и услугами. В день, когда рассылка сообщила о Slate NYC, сразу 80 человек подписались на базовый пакет услуг стоимостью $200 в месяц. Сейчас у Slate NYC больше 150 постоянных клиентов, и каждую неделю появляется 5–10 новых. Что дает повод Заблудовски задумываться о создании национальной сети.

Абсолютная чистота

Не менее амбициозные цели ставит перед собой и 31-летняя Динна Хейнс – владелица компании ZENhome Cleaning, которая оказывает жителям Нью-Йорка услуги по экологически чистой уборке помещений. Идея ее бизнеса родилась из-за неудовлетворенности работой уборщиков, которые пользовались грубыми, токсичными средствами.

Хейнс открыла компанию на собственные сбережения и первое время вкладывала в дело всю прибыль. Экологичность ее услуг особенно привлекла людей, страдающих аллергией. “События развиваются очень быстро, мы едва поспеваем за спросом”, – говорит Хейнс. Сейчас она ищет инвестора, чтобы арендовать офис побольше, нанять дополнительных сотрудников, заказать рекламу и добиться заключения франчайзинговых сделок. Сегодня у нее работает 15 уборщиков и четверо офисных работников, а выручка компании составляет около $35 000 в месяц.

Главная трудность – обучение персонала. “Нам пришлось много заниматься с уборщиками, чтобы они в конце концов поняли, почему мы не используем стандартные моющие средства”, – говорит Хейнс. – Они отказывались верить, что нетоксичный продукт справляется с грязью ничуть не хуже хлорки”.

Среди клиентов ZENhome Cleaning 24-летняя Анн Торнтон, личный секретарь ведущего ток-шоу Монтела Уильямса. Она говорит, что не стала бы их клиенткой, если бы они не использовали натуральные вещества, так как для нее это важно. Элементы роскоши, добавляет она, это всего лишь “розочки на торте”. (WSJ, 2.05.2006, Ирина Окунькова)