НА КОНТИНЕНТАХ: Невидимый дом Бенеттон


Известный японский архитектор Тадао Андо получил заказ от не менее известной в Италии пары – Алессандро Бенеттона и Деборы Компаньони. Он – потомок основателя известной итальянской компании, она – одна из самых заслуженных спортсменок Италии. Сейчас у них двое маленьких детей.

Для них Андо построил, по его собственному описанию, “дом-невидимку”, в котором два из трех этажей укрыты высокой земляной насыпью. Архитектор передвинул тонны земли, в результате чего вокруг дома выросли террасы и площадки, скрывающие его обитателей от любопытных соседей. И самое интересное – этот дом залит светом. Секрет – в огромных окнах на верхнем этаже и на крыше здания.

Дом Алессандро Бенеттона, построенный из бетона и стекла, с четкими лаконичными очертаниями, разительно отличается от корпоративной штаб-квартиры семейной компании – виллы Минелли, переделанной из здания 1500 г. постройки. Впрочем, в окрестностях Венеции дома-долгожители не редкость. На сегодняшний день их насчитывается около 4000. Однако оба здания свидетельствуют о хорошем архитектурном вкусе семейства и об их слабости к авангардным архитектурным решениям.

Компания приобрела виллу в 1969 г. и затем много лет восстанавливала и переделывала ее. Первоначальный план виллы оставили без изменений, но пристроили к ней еще одно низкое современное здание. В 1990-е гг. Андо попросили построить “фабрику” – исследовательский центр компании. Архитектор взял за основу старинную виллу, расширив ее за счет современных пристроек. Таким образом, к тому времени, как Алессандро потребовался укромный дом, семейство Бенеттон уже хорошо познакомилось с Андо и его творчеством. Этот проект стал дебютом архитектора на европейском рынке жилья.

В результате на свет появился невидимый постороннему глазу дом. Впрочем, на тот случай, если кому-то и удастся его обнаружить, вход на территорию преграждает массивная металлическая решетка. Пришедший по приглашению получает возможность для начала полюбоваться на огромную лужайку, засаженную деревьями. За ними видна верхняя часть дома – плоская серо-коричневая крыша и узкий проход, заканчивающийся входом из стеклянных панелей. Нижняя скрыта за зелеными насыпями.

Бенеттон утверждает, что всегда был поклонником минимализма. “Этот стиль никогда не устаревает, даже если состарится сам дом”, – говорит он. Впрочем, он признается, что, несмотря на то что дал архитектору полную свободу действий, во время строительства его не покидало беспокойство: “Я все время думал: каково это, жить в произведении искусства? Станет ли это строение настоящим теплым домом?”

Молодой Бенеттон считает, что холл, небольшое прямоугольное пространство рядом со входом, имеет мало общего с остальным домом и попросту холоден. Он сер и давит. На одной стене развешаны три панно, на которых изображены отражения деревьев в реке. В результате создается довольно унылое впечатление. “Это помещение надо доделать”, – соглашается хозяин.

Но завернуть за угол – и настроение становится куда лучезарнее. Главное помещение дома – галерея под самым потолком над огромной двухэтажной жилой зоной. С этой галереи через огромные окна открывается вид на зеленые валы, опоясывающие здание снаружи. А вот как только посетитель оказывается на нижнем уровне, у него сразу возникает ощущение уюта и защищенности. Бенеттон рассказывает, что, как только переехал сюда, все его опасения мгновенно рассеялись. Он сразу почувствовал себя дома.

Это теплое чувство, объясняет он, возникает от сочетания зеленых лужаек снаружи, деревянного пола и потоков света, которые льются через большие окна. Как ни странно, находясь внутри этого защищенного дома, человек не чувствует себя оторванным от природы, которая, казалось бы, осталась за бетонными стенами.

Жилая зона решена в серовато-коричневатой гамме, высокие серые стены ритмично испещрены углублениями, а по одной из них тянется длинный приземистый камин. В одной части жилой зоны выстроились в ряд четыре высоких нарочито простых деревянных стула. На каждом из них – по большому камню. С другой стороны – большая вытянутая столовая, которая смотрит на серый дворик, обнесенный высокой стеной. В дворике растет японское дерево. Эта картинка сильно контрастирует с видом на зеленые валы и лужайки.

Еще один виток стальной лестницы – и посетитель оказывается на кухне, тоже стальной и суперсовременной. На верхнем этаже – низкая спальня хозяев, из которой открывается все тот же вид на лужайки. С видом из окон перекликается футуристическая картина Джакомо Балла с коричневыми арками и тонкими деревьями. Правда, вид из окна оживляет еще одна деталь – большой плавательный бассейн. (FT, Екатерина Кудашкина)