НАВСТРЕЧУ ВЫБОРАМ: Не все “против всех”


Сегодня при ответе на вопрос о гипотетических выборах в Государственную думу изъявляют намерение голосовать против всех 7,8% россиян, обладающих правом голоса. А как показал июньский опрос ВЦИОМ, примерно 22,5% россиян за последние 10–15 лет хотя бы раз голосовали “против всех”. Весомая цифра. В какой мере отмена графы “против всех” нарушает их права и политическое волеизъявление?

82,5% из тех, кто когда-либо выбирал графу “против всех”, делал это, согласно их собственной оценке, по причине недоверия ко всем наличным кандидатам. Наибольшее число тех, кто когда-либо голосовал “против всех”, среди нынешних сторонников ЛДПР, 33,4%. Голосовавших “против всех” больше среди лиц средних возрастов (от 35 до 50 лет), с высоким уровнем образования. И уже это опровергает аргументы, что голосуют “против всех” люди мало информированные и равнодушные к политике, которым сложно разобраться в списках партий и кандидатов.

По мнению 80% голосовавших против всех, они не добились этим выбором каких-либо политических результатов, которыми были бы удовлетворены. Главный результат – вовсе не в конкретных политических результатах, они обратили внимание властей на свое неудовлетворение происходящим, не “взяли греха на душу”, проголосовав за неизвестного или сомнительного кандидата.

Голосование “против всех” – это одна из немногих ранее доступных форм выражения протеста, пусть и недостаточно действенная, способ показать властям свое отношение. По мнению 47,3% опрошенных, оно является в первую очередь выражением недоверия всем кандидатам или партиям, выражением протеста против отсутствия реального выбора (30,3%), демонстрацией недовольства действиями властей или всей социально-политической ситуацией в целом (29,6%). Гораздо меньше тех, кто объясняет голосование “против всех” негативными причинами, капризами.

Конечно, такая позиция является далеко не единственным и не самым эффективным способом выражения своего недовольства. На вопрос, как бы вы посоветовали поступить на выборах тем, кто недоволен существующим положением дел, лишь 16,4% посоветовали проголосовать в графе “против всех”. Самое большое число опрошенных – 29,5% – считают наиболее эффективной формой протеста, напротив, голосование за партию, находящуюся у власти, так как именно от ее усилий зависит решение проблемы. Подобная мотивация наблюдается и в политической практике последних лет, когда та же “Единая Россия” регулярно собирает голоса не только тех, кто доволен состоянием дел в стране, но и протестные голоса – как справа, так и слева. 18,8% советуют недовольным вообще не участвовать в выборах, остаться дома. Только 16,1% полагает, что лучшим способом выражения недовольства является голосование за оппозиционную политическую партию или оппозиционного кандидата. И, наконец, 2,3% опрошенных посоветовали бы недовольным прийти на выборы, но при этом испортить (порвать, выбросить) избирательный бюллетень.

Как видим, и после отмены графы “против всех” у избирателя остается достаточно широкий спектр возможных действий. Однако этот спектр возможностей существенно отличается от того, что есть в странах старой демократии. Там действительно наиболее естественной формой выражения протеста против действий властей является голосование за оппозицию. В реалиях же сегодняшней России оппозиция как значимый политический фактор отсутствует. Та, которая представлена в Думе, является скорее ее “местоблюстителем”, занимает место, чтобы на него не сел кто-то еще. Конечно, в таком плачевном положении оппозиции виноваты не только власти, постоянно выстригающие “политический газон”, но и само общество, которое всего – и плохого, и хорошего – продолжает ждать только от властей, но ни в коей мере от самого себя.

Куда же реально денутся голоса “против всех”, которых уже не будет на следующих парламентских выборах? 53,4% тех, кто сегодня хотел бы проголосовать против всех, вероятнее всего, не примут участия в предстоящих выборах. Возможно, эта цифра еще вырастет за счет тех 16,1%, кто пока затрудняется предсказать свое возможное поведение на будущих выборах. Небольшую электоральную прибавку получат наиболее крупные действующие партии – примерно на 0,5–1% может вырасти число голосов, поданных за “Единую Россию” и ЛДПР. На успехах оппозиционных партий отмена графы “против всех” вообще вряд ли скажется.

Иная логика у выборов президента РФ. Общество придает этим выборам гораздо большее значение и лучше разбирается в составе кандидатов, их человеческих и политических качествах. Поэтому число намеренных голосовать “против всех” на этих выборах вдвое меньше, чем на парламентских, – сегодня такое намерение высказывают 3,8% избирателей. Поэтому отмена графы может уменьшить общую явку на 2–2,5%, но в целом не скажется на расстановке основных кандидатов на высшую должность.

Наименее же предсказуемыми остаются выборы в региональные законодательные собрания. Во многих регионах избиратели пока еще совсем не готовы сделать осмысленный выбор в пользу той или иной партии, мало кто знает, что они представляют собой на региональном уровне. Решение, за кого голосовать, здесь особенно часто принимается уже на избирательном участке, в лучшем случае за пару дней до выборов. Отсюда слабая прогнозируемость подобных выборов, большое число не явившихся на избирательные участки или голосующих “против всех”. На выборах такого типа графа “против всех” отражает именно эту реальность – и растерянность избирателя, и неготовность политических партий к реальному соперничеству за их голоса. Именно в регионах отмена графы “против всех” может внести существенные коррективы в результаты голосования, значительно изменить расстановку политических сил. И пойдут ли они на пользу “Единой России” или ее оппонентам – еще большой вопрос.