Спор на миллиард

Д. Гришкин

В пятницу министр финансов Германии Пеер Штайнбрюк приветствовал договоренности с Россией: “Это большой успех, я благодарю российское Министерство финансов и участников переговоров за тот результат, который был достигнут”. Однако уже на следующий день Германия опровергла это заявление, сообщило Reuters. “Это была ошибка с моей стороны”, – признался пресс-секретарь немецкого минэкономики и финансов. А пресс-секретарь российского Минфина уточнил агентству, что “в ближайшее время переговоры продолжатся” и “вопрос о премии – предмет дальнейшего обсуждения”.

Год назад Россия досрочно погасила Парижскому клубу $15 млрд. В ходе переговоров Москва добивалась дисконта и списания части долга за досрочность, а Германия за свое согласие требовала премии в 5–10%. Дружеские отношения президента Владимира Путина с тогдашним канцлером Герхардом Шредером помогли свести дело к “нулевому” варианту – погашению по номиналу. Соглашение предусматривало право России на досрочное погашение в 2006 г. еще части долга. В правительстве полагали, что это будет $10–12 млрд. Но после переговоров в Париже 16 июня стало известно, что Россия выплатит кредиторам всю сумму в $22 млрд и, как сообщило Reuters, 700 млн евро компенсации.

В тот же день, рассказал “Ведомостям” чиновник Белого дома, Кудрин встретился с Фрадковым и вице-премьером Александром Жуковым. Премьер спросил о структуре сделки и попросил объяснить, почему Парижскому клубу надо платить премию. Министр финансов сказал, что ответить пока не готов. По его словам, схему погашения представили немцы, а остальные кредиторы ее поддержали. Жуков этому удивился, а раздосадованный Фрадков заявил, что без расчетов правительство не одобрит сделку, причем сам он сначала доложит о ней президенту.

Источник в Минфине подтвердил, что такой разговор у министра был. По его словам, Жуков, ознакомившись позднее с условиями погашения, счел их приемлемыми. Необходимость выплаты премии кредиторам чиновник объясняет так. В 2004 г. Германия выпустила облигации Aries на 5 млрд евро, обеспеченные задолженностью России на 6,4 млрд евро. На досрочное погашение этой части долга немцы долго не шли. Но 10 июня в Санкт-Петербурге министры финансов “восьмерки” приняли предложение Кудрина закрыть без остатка долг Парижскому клубу в $22 млрд. На переговорах с замминистра финансов Сергеем Сторчаком немцы предложили откупить рыночную часть долга с премией. Но в клубе действует правило Equal Treatment – “равного отношения ко всем кредиторам”. Поэтому Россия обязана обеспечить нехудшие условия сделки остальным странам Парижского клуба. Всего за “последний расчет” Россия должна премировать клуб на $1 млрд. Но, расплатившись сейчас, Россия сэкономит $7,7 млрд на процентах по обслуживанию долга, утверждает чиновник Минфина. “По срокам погашения мы будем висеть с облигациями Aries до 2016 и 2020 гг., а так – перевернем историческую страницу, перестав быть заемщиками [Парижского клуба]”, – говорит он.

Участник “большой восьмерки” не может позволить себе долги, какими обременены страны третьего мира, говорит аналитик банка “Траст” Николай Подгузов. Условия сделки он расценивает позитивно. Фактически мы откупаем весь долг по ставке 4,5% и это выгодно для России, считает главный управляющий директор УК “Альфа Капитал” Валерий Петров. Кроме того, Россия выгадывает на процентах и производит стерилизацию денежной массы. Наконец, Петров уверен, что досрочное погашение подтолкнет рейтинговые агентства к повышению суверенного рейтинга России.

Бывший руководитель департамента внешнего долга Минфина Андрей Черепанов отмечает, что задолженность Парижскому клубу – самая недорогая в обслуживании. Поэтому досрочно погашать предпочтительнее евробонды и внутренний валютный долг. “Экономия на процентах была бы больше”, – уверен он. А кремлевский чиновник полагает, что “политически непросто будет объяснить гражданам, почему в прошлом году мы сыграли по нулям с Парижским клубом, а теперь должны доплачивать”. Он не берется сказать, как поступит Путин. Чиновник Минфина ожидает, что на этой неделе правительство рассмотрит сделку, а в августе подведет черту под долгом Парижскому клубу.