У муниципалов отбирают землю


По закону об организации местного самоуправления (МСУ), принятому в 2005 г., в Петербурге образовано 111 муниципальных округов. По действующему законодательству в их полномочия входил контроль за использованием земель, который определяет соответствие реального и законного землепользования, размер участка и использование территории по назначению. В пятницу Госдума приняла поправки в 72-ю статью Земельного кодекса РФ, которые разрешают передать полномочия по земельному контролю от органов МСУ властям субъекта РФ в Москве и Петербурге. Теперь региональные законодатели должны закрепить передачу этих функций нормативным актом. Скорее всего, он будет внесен в петербургский парламент осенью, вероятность его принятия – 100%, утверждает представитель губернатора в Заксе Михаил Бродский.

Такого же мнения придерживается и председатель депутатской комиссии по горхозяйству Михаил Амосов. “Вопросов по земельному контролю не возникнет, так как на деле все вопросы по выделению [земли] и контролю осуществляет городская или районная администрация”, – говорит депутат. Он напоминает, что в начале июня Закс принял закон, который передал Смольному право решать все вопросы, связанные с размещением рекламных конструкций, хотя новый закон о рекламе допускал, чтобы разрешения на их установку выдавали органы МСУ.

Муниципалы уверены, что могли бы проводить земельный контроль более эффективно, чем госорганы. “Чиновники из Смольного не смогут уследить за каждым участком земли и двором, а мы в них живем”, – убежден глава администрации МО “Гражданка” Николай Рыбаков. По его словам, районные власти, несмотря на принятие закона о МСУ, не стали делиться с муниципалами своими полномочиями.

Вместо муниципалов районных бюрократов будут контролировать бюрократы из Смольного, поясняет Амосов. Для серьезного контроля у муниципалов, по словам Бродского, нет архивов и кадастровых бюро.

Эксперты считают принятие поправок в Земельный кодекс закономерным. По словам партнера Baker & McKenzie Максима Калинина, федеральная власть логично выстраивает законодательство, отдавая госвласти не только право выделять землю, но и контроль за ее использованием. Кроме надзора федеральных ведомств за соблюдением экологических и санитарных норм, по словам Калинина, сейчас никакого земельного контроля не ведется.

Землепользователи должны быть готовы к тому, что, получив нормативную базу, органы госвласти будут осуществлять контроль более серьезно, предупреждает юрист. А управляющий партнер петербургского филиала DLA Piper Rudnick Gray Cary Ольга Литвинова считает законодательное закрепление за субъектом Федерации контрольных функций по землепользованию позитивным фактором. “Огромное количество мелких муниципалитетов могли создавать проблемы для потенциальных инвесторов. Госвласть сможет выстроить единую методологию земельного контроля, понятную для землепользователей, кроме того, сокращается и потенциальное поле для коррупции”, – добавляет Литвинова.