ВЕКТОР


Яйцо не к лицу

С момента объявления о переходе компаний, входящих в “Систему Телеком”, на сквозной бренд прошло немногим больше месяца. Новым логотипом крупнейшего российского сотового оператора МТС стало белое яйцо на красном фоне. По мнению руководителей “Системы Телеком”, яйцо символизирует простоту, искренность, человечность, силу и нежность. Однако наиболее распространенной реакцией на ребрендинг было недоумение. Символ яйца предложила английская брендинговая фирма Wolff Olins, и “Системе” пеняли на недооценку российской специфики – в русском языке эквивалентом английского as simple as an egg будет “проще пареной репы”, а не “просто, как яйцо”. К тому же слово “яйцо” в русском языке (в отличие от английского) обозначает не только продукт, но и часть тела. Сейчас страсти улеглись и можно подвести первые итоги. Результаты опроса 2381 пользователя телекоммуникационного портала “Сотовик” демонстрируют неприятие “яичного” бренда МТС. “Ценность и солидность” в изображении яйца разглядели менее 1% опрошенных. 5% увидели “новизну и созидание”, почти 6% – “вечность, совершенство”. Зато у 28% новый бренд вызвал ассоциации с анатомией, у 26% – с кулинарией, 24% выбрали “другое” – многие из них, видимо, не распознали в “анатомии” того, что имелось в виду авторами опроса. Эмоциональная оценка бренда также отличается от задуманной. Такие характеристики, как “позитивный”, “яркий”, “сильный”, “изысканный” и “простой”, не преодолели 5%-ный барьер, зато 31% респондентов оценили логотип как “никакой”, 25% находят его “странным”, 14% – двусмысленным, а 11% – смешным. И почти 70% опрошенных считают, что яйцо не подходит крупнейшему оператору Восточной Европы.

Безальтернативные выборы

Никогда еще акционерам Сбербанка не предоставлялась возможность столь большого выбора независимых кандидатов в наблюдательный совет. В реестр для голосования было внесено семь таких претендентов. Однако биться за голоса миноритариев им не пришлось – четверо из кандидатов взяли самоотвод. А оставшиеся трое претендентов не могли не попасть в совет – ведь столько директоров необходимо “Сберу” для соответствия формальным требованиям обращения его акций на российской бирже. ЦБ, как главный акционер, не может занимать в совете более 11 мест. А оставшиеся традиционно занимают менеджеры Сбербанка. И оказавшийся лишним в таком раскладе топ-менеджер “Сбера” также взял самоотвод. Все это наводит на мысли, что вопрос о членстве в совете был решен заранее. И коли “Нафта-Москва” смогла выдвинуть сразу двух своих представителей, то провести в совет хотя бы одного ей наверняка было по силам. Избираться ранее удавалось и Дмитрию Пяткину. Конечно, ситуация могла поменяться, а эти инвесторы – продать свои акции. Но в результате из “инвесторов со стажем” в совете остался лишь Борис Федоров. А будет ли это на руку Сбербанку, за капитализацией которого следит и Владимир Путин, теперь покажет время.