Время сливать АЗС


Аналитик БКС Екатерина Кравченко говорит, что в ближайшее время на новосибирском топливном рынке может развернуться серьезная борьба за сети АЗС. Остановить ее смогут только ограничения ФАС, пристально следящей за топливным сегментом, добавляет Кравченко. По ее данным, рентабельность средней АЗС в Новосибирске составляет как минимум 30%, она приносит $20 000 чистой прибыли в месяц. “Топливный рынок стал очень прибыльным, и сейчас им активно интересуются сами нефтяные компании”, – говорит Кравченко.

Интеграционные процессы на местном рынке идут полным ходом. За его передел выступают федеральные игроки, заявил “Ведомостям” президент компании “Трансервис” Александр Бойко.

Поглощение мелких сетей АЗС крупными нефтетрейдерами началось в 2003 г. Тогда “Сибнефть” через свою “дочку” “Кузбасснефтепродукт” купила четыре АЗС у сети “Рост”, рассказывает совладелец сети “Синтез” Владимир Тамурко. Эти заправки были переданы в аренду “Новосибирскнефтепродукту” (контролируется “Сибнефтью”) и сейчас работают под брендом “Сибнефть”.

Cамой интересной сделкой на местном рынке Тамурко называет покупку пяти АЗС “Лукойл-маркет Новосибирск” сетью “Стандарт” в 2004 г. Сейчас “Стандарт” владеет девятью АЗС и динамично развивается, резюмирует Тамурко. Для “Стандарта” это было удачным приобретением, которое позволило компании занять 4-е место на новосибирском рынке, соглашается Бойко. Он говорит, что предложение о покупке “Лукойл-маркет Новосибирск” первоначально было сделано ему и сейчас он жалеет, что не принял его.

А самой масштабной сделкой в этом году могла бы стать продажа сети АЗС “Трансблок”, принадлежащей известному нефтетрейдеру Вольдемару Басалаеву, отмечают участники рынка. По их данным, предложение Басалаеву продать свою сеть поступало от “Сибнефти”, но стороны так и не договорились о цене. Как рассказал “Ведомостям” один из нефтетрейдеров Новосибирска, пожелавший остаться неизвестным, “Сибнефть” предлагала Басалаеву 180 млн руб. за его сеть из пяти АЗС. В “Трансблоке” отказались комментировать предложения о продаже АЗС.

Процесс консолидации АЗС будет продолжаться, считает Бойко. По его словам, практически все местные крупные операторы Новосибирска имеют постоянно действующее предложение о продаже своих сетей от московских бизнесменов, близких к бывшим акционерам ЮКОСа и владельцам “Лукойла”. Их имен он не раскрывает, но говорит, что готов продать свою сеть из 16 заправок через полтора года. “За это время мы юридически подготовимся к сделке и будем ждать предложения о хорошей цене”, – говорит он. По словам Бойко, сумма сделки должна исчисляться десятками миллионов долларов.

Михаил Сенчук, генеральный директор компании “Беркут”, владеющей сетью из 11 АЗС, говорит, что раньше регулярно получал предложения о продаже сети. Он не исключает, что “Беркут” может быть продан, если его устроит цена, но пока таких предложений не поступало. Он отметил также, что несколько местных сетей АЗС сейчас в ожидании интересных предложений уже готовятся к продаже, но их названия не раскрыл.

Не исключено, что самым серьезным покупателем частных сетей АЗС может стать крупнейший местный игрок – “Новосибирскнефтепродукт” (ННП).

По словам гендиректора ННП Константина Котельника, согласно бизнес-плану компании до 2020 г. будут построены или приобретены 98 АЗС. Он не стал уточнять, за счет каких сетей планируется расширение, но отметил, что инвестиции на модернизацию действующих и приобретение новых АЗС до 2020 г. составят 5,7 млрд руб. Уже к 2009 г. ННП планирует увеличить свою долю на рынке розничных продаж ГСМ с 30% до 50%.

Эксперты считают приобретение АЗС у конкурентов наиболее эффективным методом для расширения бизнеса. Бойко отмечает, что парк заправок ННП устарел и обновить его будет очень сложно. “Для реконструкции АЗС в черте города требуется более 20 согласований и постановление мэра, получить разрешение будет сложно. Поэтому покупка действующего бизнеса – самое эффективное вложение этих средств”, – резюмирует Бойко.